В мире, где теория без практики – лишь абстрактные знания, особенно ценны образовательные инициативы, которые сочетают академическое обучение и реальный производственный опыт.
Курс «Технологические машины и оборудование» в Институте химических и нефтегазовых технологий КузГТУ – один из ярких примеров такого подхода. Преподаёт его Антон Досайкин – ведущий инженер группы по моделированию технологических процессов КАО «Азот» и ассистент кафедры химии, технологии неорганических веществ и наноматериалов. Его студенты – четверокурсники профиля «Химическая технология неорганических веществ».
Производство и преподавание: неразрывная связь
Антон Досайкин считает, что одна из главных трудностей в преподавании – преодолеть разрыв между теорией и практикой.
Я, как и многие студенты во время обучения, воспринимал формулы и схемы как абстракции, не видя их связи с реальными установками. Моя задача – сделать эту связь ощутимой и наглядной.
Среди наиболее эффективных методов преподавания Антон называет использование реальных производственных кейсов, выездные практики и решение инженерных задач с теми ограничениями, какие есть в процессе работы.
На производстве я сталкиваюсь с реальными задачами, которые затем становятся основой для лекций и лабораторных. Студенты же должны сами находить решения – это формирует инженерное мышление.
Антон признаётся, что вопросы ребят нередко заставляют по-новому взглянуть на привычные инженерные решения. Например, неожиданные подходы, предлагаемые студентами, могут выявить слабые места в традиционных методах или подсказать новые пути решения сложных задач.
Антон Досайкин также убеждён, что преподавателям-производственникам важно рассказать, как предмет применяется на практике.
Да и самим будущим специалистам полезно посещать промышленные предприятия: там они знакомятся с работой цехов, могут изучить реальное оборудование, посмотреть технологические процессы и узнать об актуальных задачах отрасли.
Погружение студентов в производственную среду позволяет не только лучше понять материал и масштабы производства, но и наладить первые профессиональные контакты, – также отмечает Досайкин.
Живые примеры – ключ к пониманию
Опыт работы на предприятии помогает Антону Досайкину наполнять курс живыми примерами. Он не просто рассказывает о типах насосов или теплообменников, но и объясняет, почему на предприятии выбрали ту или иную конструкцию, были ли какие-нибудь последствия от этого решения и как бы они устраняли возникшие проблемы.
В качестве примера инженер приводит случай с уносом влаги из скруббера:
Расчёты и результаты компьютерного моделирования показывали нормальную работу, но на деле – всё наоборот. Только при внутреннем осмотре аппарата выяснилось, что оросительное устройство, проще говоря – «лейка», находится слишком высоко от распределительной тарелки: капли промывной жидкости захватывались потоком газа. Это как раз и был тот фактор, который сложно учесть в расчётах и моделях.
Действительно, математические модели, какими бы точными они ни были, не могут учесть всех нюансов производства. Практический опыт нередко оказывается гораздо ценнее.
Что самое важное?
Все темы курса важны – они как элементы пазла, которые складываются в целостное представление о профессии, – считает инженер.
Со своими студентами Антон рассматривает вопросы выбора и диагностики насосов и компрессоров, принципы работы массо- и теплообменного оборудования, совместимость материалов с агрессивными средами, аспекты надёжности оборудования, а также проблемы промышленной безопасности и цифровизации.
По мнению преподавателя, через разбор реальных схем, анализ отказов и расчёт простых технологических узлов, занятия помогают развить системное мышление, инженерную интуицию, навыки работы с технической документацией и культуру безопасности.
Важно, что студенты учатся решать проблемы, которые связаны с «узкими местами» или «бутылочными горлышками» в технологиях. Для этого они анализируют реальные производственные ситуации: ищут проблемные участки в технологических процессах и думают, как их можно улучшить. Кроме того, изучая отраслевые стандарты и практики, которые Антон включает в учебный процесс, студенты учатся «говорить на одном языке» с технологами, механиками и специалистами КИПиА (контрольно-измерительных приборов и автоматики).
Среди перспективных направлений сотрудничества между вузом и производством Антон Досайкин называет совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по энергоэффективности и декарбонизации, создание учебно-производственных лабораторий с реальным оборудованием, программы наставничества и вовлечение студентов в решение реальных инженерных задач ещё на этапе обучения.
Антон уверен, что подобные образовательные проекты могут повлиять на решение выпускников трудоустроиться на предприятии:
Когда студент уже знаком с культурой предприятия, знает команду и участвовал в реальных проектах, он воспринимает компанию не как чужого работодателя, а как место, где он может расти, вносить свой вклад и видеть результат.
Современный инженер-химик: какой он?
Среди профессиональных качеств, необходимых современному инженеру-химику, Антон Досайкин выделил: глубокое понимание физико-химических процессов, владение цифровыми инструментами (программирование, компьютерное моделирование физико-химических процессов и автоматизации), ответственность, готовность к обучению и умение работать в команде.
Кроме того, инженер советует ребятам, не бояться начинать с «низов». Это, по его мнению, даже полезно: так лучше понимаешь, чем «дышит» производство, учишься работать в реальных условиях и заводишь полезные профессиональные знакомства.
Работа оператора или лаборанта – это лучшая школа понимания процесса «изнутри». Учитесь задавать правильные вопросы, осваивайте смежные дисциплины – механику, автоматизацию, экономику. И помните: настоящий инженер не только решает проблемы, но и предотвращает их появление, –советует студентам, которые хотят построить карьеру в химической промышленности, ведущий инженер КАО «Азот».