Меньше слов – больше дела

20 июня 2019

Летняя инженерная школа КузГТУ подводит итоги. В последние дни работы в ней проходят защиты научных проектов, которые старшеклассники подготовили вместе с учеными.

На кафедре теплоэнергетики усердно потрудились 16 восьмиклассников и десятиклассников лицея № 62. Впервые школа направила своих учащихся в вуз в прошлом году. Сотрудничество понравилось и ее руководству, и заведующему кафедрой Александру Богомолову, и, главное, детям.

В этом году, как отметил Александр Романович, занимались еще более серьезные и целеустремленные мальчики и девочки. На практике им довелось получить знания и провести опыты, к которым студенты обычно приступают только на втором курсе обучения.

Три Ивана – Чуев, Смокотнин и Нестеренко – под руководством старшего преподавателя Кирилла Кирилова экспериментальным путем выявляли термодинамическую зависимость давления воды и насыщенного водяного пара от температуры. Восьмиклассники еще не определились с выбором профессии, но уверены, что такая интересная научная работа поможет им его сделать.

Они провели эксперимент на лабораторном стенде, где дистиллированная вода находится в герметичном сосуде. К ней с помощью электрического нагревателя подводили тепло и по вакуумметру и термометру снимали показания давления и температуры воды и насыщенного пара.

– Мы занимались фиксированием параметров рабочей среды, обработкой и анализом результатов. Так как мы работали с измерением давления и температуры, часть регулирования и настройки я брал на себя. Задачей ребят было внимательно анализировать поведение жидкости и отмечать время начала процесса кипения. Также мы изучили теоретическую часть, и в итоге на защите мои подопечные дали блестящие ответы на вопросы, – рассказал Кирилл Кирилов.

Учащиеся 10-го класса Елизавета Ашихмина, Вадим Литош и Виолетта Харитонова вместе с доцентом Еленой Темниковой исследовали гидравлическое сопротивление фильтрующих элементов, полученных из различных фракций золы уноса при ее спекании. Ребята самостоятельно рассеивали золу на различные фракции, помещали эти образцы в специальных формах в муфельную печь и нагревали до 1100 градусов – до спекания. После этого изучали, пропускают ли фильтры воздух. Также рассчитывали их пористость и эквивалентный диаметр пор.

По словам Елены Юрьевны, работа школьников помогла понять, что можно применять фильтрующие элементы из золы для очистки, к примеру, отработанных трансформаторных масел.

Доцент Сергей Шевырев с десятиклассниками Олегом Александровым и Дмитрием Высоцким изучали процесс абсорбции: как жидкость поглощает кислород из газовоздушной смеси. Ребята должны были не только понять тему и задачу, но и сделать правильные расчеты.

– Это моя первая работа со школьниками. В этом исследовании и газовая фаза, и жидкая, и взаимодействие одного вещества с другим, где надо учитывать исходные характеристики и фаз, и веществ, которые используются для процесса – очень масштабная работа проделана, – поделился Сергей Александрович.

– Мы получили кислород и далее пропускали его через воду, улавливали водой и получали концентрат кислорода в самой воде. Про такое ранее даже не слышали и в школе это не проходили! Понять и провести эксперименты было сложно, но тем и интересно! – рассказал Олег. В будущем он планирует поступить в КузГТУ, поэтому практика в настоящей научной лаборатории его очень привлекает.

Результат первых исследовательских изысканий налицо – успешные опыты, отличная защита, удостоверения о прохождении практики естественнонаучного профиля в техническом университете и готовый научный проект, с которым Олег и Дмитрий выступят на школьной конференции в сентябре. И главное – есть осознание того, чем хочется заниматься в жизни и в какой институт технического университета поступить.


Похожие новости: