Ученые КузГТУ завершают работу по второму этапу проекта «Разработка и создание высокотехнологичного производства автономных тяжёлых платформ для безлюдной добычи полезных ископаемых в системе «Умный карьер».
Напомним, осенью 2019 г. данный проект Кузбасского политеха стал победителем конкурса по постановлению Правительства РФ № 218 от 09.04.2010 г. Работа проходит в рамках НОЦ «Кузбасс» под эгидой регионального стандарта «Чистый уголь – Зеленый Кузбасс».
Инициатор проекта – публичное акционерное общество «КАМАЗ», соисполнителями выступили Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана и АО ХК «СДС-Уголь» . Для всех участников – это грандиозная, масштабная работа. Ее результатом станет безаналоговый в России автомобиль, который послужит отправной точкой для новой ниши карьерных самосвалов.
– В системе «Умный карьер» мы планируем объединить программно-аппаратный комплекс, диспетчерский пункт с отслеживанием местоположения и скорости движения самосвалов, отображение навигационных параметров и точности позиционирования, мониторинг обеспечения безопасной эксплуатации самосвалов, – рассказал руководитель проекта, директор института информационных технологий, машиностроения и автотранспорта КузГТУ Дмитрий Стенин.
Научно-исследовательский коллектив создает первый в стране 120-тонный роботизированный карьерный самосвал. Сейчас совместно с учеными МГТУ им. Н. Э. Баумана прорабатывается его окончательная конструкция. Ее особенность – уникальная несущая система (рама), совершенно новая колесная формула и экологичный двигатель.
Сообща со специалистами ПАО «КАМАЗ» ученые Политеха уже написали порядка 30 программ для ЭВМ, которые смогут управлять рулевой и тормозной системами, двигателем внутреннего сгорания, силовым электрооборудованием и другими агрегатами автогиганта.
– Новая модель карьерного самосвала будет оснащена оборудованием и программным обеспечением для системы автономного управления автомобилем. В ней около десятки модулей и подпрограмм: построение 2-Д карты дороги, управление беспилотным транспортным средством вручную и удаленное управление им, а также модули следования к целевой точке и формирования субкарт (маршрут движения) и другие, – пояснил зам. директора ИИТМА по НИР Дмитрий Дубинкин. – Для нас это совершенно новый уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских, технологических работ. Все идет по плану!
Работа над проектом проходит на базе нового научного центра цифровых технологий, который возглавил Дмитрий Михайлович. В целом к ней привлечены порядка 40 ученых, аспирантов и старшекурсников, в основном из ИИТМА и ГИ.
По итогам двух этапов опубликованы научные исследования: 4 публикации в журналах ВАК и 3 в изданиях, цитируемых базой Scopus. Поданы заявки на объекты интеллектуальной собственности: две на патенты – на конструкцию автономной тяжелой платформы – и две на программы ЭВМ для системы автономного управления тяжелой платформой.
Финансовое обеспечение проекта «Разработка и создание высокотехнологичного производства автономных тяжёлых платформ для безлюдной добычи полезных ископаемых в системе «Умный карьер» составляет 217 млн. рублей сроком до 2021 года включительно. Всего в плане работы над проектом пять этапов.
Первого июля начинается третий. Планируются закупка и изготовление компонентов для системы автономного управления, автономной тяжелой платформы и умного карьера.