Финансовая доступность в России

7 июля 2020

Студентки института экономики и управления группы ФКб-161 Елизавета Фомина и Анастасия Слюзкина решили в своих выпускных квалификационных работах рассмотреть вопрос финансовой доступности в России: изучить теорию, проанализировать ситуацию, выявить имеющиеся барьеры и предложить пути их преодоления. 

– Наше исследование проводилось по заказу Центрального банка РФ, – рассказывает Елизавета. – Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях стремительного развития финансового рынка, технологий и цифровизации экономики, появляются проблемы финансовой доступности, как для отдельных категорий граждан, так и для населения в целом. Данная тенденция может привести ко многим негативным последствиям, которые влекут за собой значительное снижение качества жизни населения. 

Под руководством доцента кафедры финансов и кредита Ольги Козловой выпускницы исследовали все аспекты и детали данного вопроса и пришли к выводу, что в России в целом, а также в СФО, ЦФО и Кузбассе, в частности, уровень доступности финансовых услуг достаточно высок, однако барьеры доступности все-таки существуют. К числу проблем финансовой доступности для физических лиц относятся, например, снижение количества банкоматов, рост доли взрослого населения, отказавшегося от срочного вклада из-за низкой процентной ставки, снижение финансовой грамотности, снижение востребованности услуг кредитования и рост просроченной задолженности. Для субъектов малого и среднего предпринимательства: низкая доля субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих депозиты, высокая задолженность по кредитам в том числе и просроченная, снижение востребованности добровольных услуг страхования, низкая востребованность дистанционного доступа к банковским продуктам и др. 

Отдельно рассмотрена ситуация финансовой доступности в Кемеровской области. С помощью анализа результатов опроса в Кузбассе выявлены такие проблемы, как ограниченный удаленный доступ к услугам страховых компаний, невысокий уровень физического доступа страховых компаний, отсутствие полноценного выбора НФО в режиме удаленного доступа и невысокий уровень физической доступности НФО. 

Для решения этих проблем Елизавета и Анастасия предлагают комплекс взаимосвязанных мер. В частности, развитие сферы дистанционного обслуживания, открытие подразделений КО и банкоматов, создание единого комплекса чётких требований для предоставления кредитных каникул физлицам, своевременное реагирование на жалобы и их устранение, создание более выгодных условий предоставления финансовых услуг, внедрение мер по обучению населения грамотному инвестированию и мн. др. Проблемы, связанные с субъектами малого и среднего предпринимательства касаются не отдельных округов, а РФ в целом, поэтому для решения этих проблем, по мнению выпускниц, необходимо принимать меры на государственном уровне через стабилизацию и развитие страхового рынка, улучшение уровня обслуживания субъектов малого и среднего предпринимательства, а также повышение доверия к финансовым организациям субъектов малого и среднего предпринимательства. 

Будущие специалисты проделали большую исследовательскую работу и по заслугам получили «отлично» за свои дипломные работы.


Похожие новости: