С 10 по 12 февраля в Кузбасском государственном техническом университете проходил Пятый международный инновационный горный симпозиум, посвященный 300-летию освоения Кузбасса и 70-летию технического вуза. Его организатором по традиции выступил КузГТУ при партнерской поддержке АО «СУЭК-Кузбасс», ОАО «Федеральный исследовательский центр угля и углехимии Сибирского отделения Российской академии наук» и Группы предприятий ЗАО «Стройсервис».
На пленарном заседании с приветственными словами выступили директор АНО «Научно-образовательный центр «Кузбасс» Ирина Ганиева, врио ректора КузГТУ Алексей Яковлев. Онлайн-приветствия прислали постоянные участники симпозиума: декан горного факультета Технического университета Михал Чехлар (г. Кошицы, Республика Словакия), профессор Высшей инженерной школы им. Георга Агриколы Штефан Фёт (г. Бохум, Германия), производственники и партнеры вуза.
В течение двух дней прошли заседания секций «Вопросы экологии и энергосбережения в горном производстве», «Инновации в горном машиностроении» и «Устойчивое развитие добывающих регионов».
Один из спикеров секции «Инновации в горном машиностроении», руководитель научного центра «Цифровые технологии», заместитель директора ИИТМА по НИР, канд. техн. наук Дмитрий Дубинкин представил доклад «Обоснование необходимости разработки научных основ создания систем тяжелых платформ для открытых горных работ».
В своем выступлении ученый познакомил слушателей с основными производителями карьерной техники, предназначенной для добычи полезных ископаемых открытым способом, представил комплексный проект «Разработка и создание высокотехнологичного производства автономных тяжёлых платформ для безлюдной добычи полезных ископаемых в системе «Умный карьер», обосновал основные предпосылки к разработке и созданию тяжелых платформ.
По словам Дмитрия Михайловича, на сегодняшний день в мире отсутствуют бескабинные автономные тяжёлые платформы (беспилотные карьерные самосвалы), применяемые добывающими компаниями, в серийных исполнениях. Поэтому их создание является для России стратегически важной задачей. Аналитический обзор и анализ современной научной-технической, нормативной, методической литературы, относящейся к исследованиям конструкции, разработки и эксплуатации карьерных самосвалов грузоподъемностью свыше 30 тонн отечественных производителей, в свою очередь показал, что в настоящее время отсутствуют научные основы создания систем тяжелых платформ для открытых горных работ, поэтому разработка научно-методического обеспечения и научно-практических работ является актуальным направлением.
– Принимая во внимание, что тяжелые платформы будут разрабатываться с чистого листа, это наукоемкая работа, результатом которой должна стать новая пилотная и беспилотная тяжелая платформа (карьерный автосамосвал) с учетом стратегии импортозамещения. Кроме того, такой карьерный самосвал должен стать отправной точкой в Российской Федерации для создания ниши семейства тяжелых платформ.
Еще одно актуальное исследование представил заведующий кафедрой строительных конструкций, водоснабжения и водоотведения строительного института Илья Кузнецов, который провел энергетическую оценку эксплуатации газодизельных карьерных самосвалов БелАЗ-75131 на разрезах Кузбасса.
– На сегодняшний день поддержку в развитии получил проект модификации БелАЗ-75131, работающий на комбинированном виде топлива (сжиженный газ и дизтопливо). Основным его отличием от серийно выпускаемых прототипов является то, что он дополнительно оснащен газобаллонным оборудованием (ГБО), позволяющим частично замещать дизельное топливо природным газом и тем самым обеспечивать работу двигателя в двухтопливном (дизель/газ) режиме.
Для анализа эффективности работы газодизельных карьерных самосвалов по сравнению с дизельными машинами был проведен мониторинг эксплуатации БелАЗ-75131 в идентичных условиях. Учитывались такие параметры, как расположение экскаватора в забое, расстояние транспортирования, скорость движения, период эксплуатации, грузооборот. И по итогам исследования ученый пришел к выводу, что согласно энергетическому критерию оценки эксплуатации, самосвалы, работающие на газодизельной смеси, эффективнее на 15-20% по сравнению с базовыми моделями
На секции «Устойчивое развитие добывающих регионов» особое внимание участников привлек доклад главного научного сотрудника Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Юрия Фридмана «Стратегия развития Кузбасса: уроки прошлого и ошибки будущего». Ученый проанализировал экономические идеи развития Кузбасса 1910-2010 гг., современные идеи в перспективе на 15-20 лет с учетом базовых условий, драйверов роста, парадигм и инструментов развития, а также основные внешние вызовы развитию добычи и экспорту угля, и предложил некоторые пути повышения экономической привлекательности региона. В частности, провести оценку места и роли региона с макроуровня, оценить силу межотраслевых и межрегиональных взаимодействий, возможностей региона на основе использования факторов конкурентоспособности, провести анализ инвестиционных проектов в рамках региональных стратегий и межрегиональных инициатив, разработать системные сценарии прогнозного развития Кузбасса и др.
География участников масштабного научного мероприятия традиционно представлена более чем двадцатью странами. Опытом решения наиболее злободневных производственных, экологических, социально-экономических проблем развития минерально-сырьевых кластеров поделились представители горнодобывающих, энергетических, машиностроительных компаний и предприятий, ведущих вузов и академических организаций из Китая, Германии, Республики Словакия, Республики Польша, Узбекистана, а также из разных городов России.
В горном институте уже ведется подготовка к следующему, Шестому Международному инновационному горному симпозиуму, о датах проведения которого будет сообщено дополнительно.