В филиале Кузбасского государственного технического университета в г. Белово открылась лаборатория робототехники. Она создана наряду со школой раннего развития «Знайка» и научным инкубатором «Биокванториум», которые работают уже не первый год, как элемент довузовского образования школьников.
Для развития инженерных навыков у детей в лаборатории есть современные технологичные наборы датской компании «Лего», которые разработаны с учетом возрастных особенностей и предоставляют безграничное поле для творчества. Это и конструкторы для дошколят, которые помогут изучить устройство механизмов в простой игровой форме, и космические базы для «продвинутых» ребят, освоивших премудрости робототехники.
– Робототехника активно внедряется в нашу жизнь. Это перспективное направление будущего, которое находит применение фактически во всех отраслях, начиная от уборки дома и заканчивая освоением космоса. Вместе с этим робототехника – воистину уникальная наука, в которую входят и электроника, и механика, и кибернетика, телемеханика, информатика, а также радиотехника и электротехника, – рассказал создатель и идейный вдохновитель лаборатории Игорь Михайлович Мочалов, руководитель центра информационных технологий филиала КузГТУ в г. Белово. – Таким образом, занимаясь в лаборатории робототехники, дети учатся как основам механики, так и основам алгоритмизации. И постепенно накапливая опыт конструирования, ближе к окончанию школы, они уже будут иметь более четкое представление, куда и на кого им идти учиться.
Учащиеся 3-4 классов выполняют проекты с изучением простейших механизмов, систем передач, датчиков положения и приближения, с применением основ алгоритмизации и блочного программирования. На практике познают, что такое скорость, тяга, прочность конструкций, каким образом в технике добиваются оптимальных значений этих величин. Дети учатся составлять простые алгоритмы управления механизмами и составлять на их основе несложные программы, используя блочный язык программирования.
– В лаборатории занимаются два моих сына Сергей и Александр. Я считаю, что дети в современном мире должны получать разностороннее образование, и лучше это делать на базе специального технического учреждения, как КузГТУ. Лаборатория робототехники дает детям уникальную возможность конструировать управляемые машины и осваивать азы программирования. Я не знаю, какие профессии выберут Саша и Сережа, они еще очень малы, но считаю, что знания, которые они получают сейчас в филиале КузГТУ в г. Белово, помогут им в жизни, – уверен Валерий Белов.
Единственная в первом наборе девочка Катя Веретенникова не отстает от мальчишек. Ее мама, Евгения Владимировна, отмечает, что дочь с раннего детства любит кропотливую работу, увлекается графическим дизайном, иностранными языками, программированием. Поэтому записала ее на занятия лаборатории технического университета одной из первых.
– На первых занятиях мы делали робота Майло, каждый своего. Я научила его распознавать препятствия, не падать со стола, двигаться в нужном направлении и перевозить грузы. А сегодня мы работали в парах и сделали двойного Майло, его грузоподъемность очень увеличилась! – поделилась своими достижениями юный инженер Катя.
Учащиеся 5-8 классов знакомятся в новой лаборатории с базовым изучением робототехники. На занятиях они выполняют проекты с изучением различных механизмов привода с использованием данных о углах поворота, скорости, пройденного расстояния. Изучают работу датчиков распознавания цвета, измерения расстояния, контактных датчиков и гироскопа. Учатся применять основы алгоритмизации и блочного программирования с использованием языка Scratch.
В Кузбасском политехе и его филиалах накоплен большой опыт работы с молодежью и создана отличная база для исследований в различных областях науки. В частности, в филиале КузГТУ в г. Белово десять лет реализуется программа «Юный исследователь». Занятия со школьниками организуют старший преподаватель Сергей Белов, канд. ист. наук, доцент Ирина Верчагина, руководитель ЦИТ Игорь Мочалов, профессор кафедры ГД и ТБ Людмила Законнова и другие. Они проводят индивидуальные эмпирические научные исследования, читают лекции по сложным для ребят темам, организуют тематические семинары-практикумы для обучающихся 3-11 классов.