Улучшить условия работы карьерных самосвалов, сократить риск неисправностей этих автомобилей, повысить ресурс крупногабаритных шин и несущих систем автосамосвалов и снизить число аварийных простоев. Эти актуальные проблемы позволит решить расчетная программа, которую разрабатывают ученые и студенты кафедры эксплуатации автомобилей. Точность расчетов составит, по мнению разработчиков, не менее 90-95 %.
– Вместе со студентами мы составляем расчётно-динамическую программу определения координат центра масс карьерных автосамосвалов. Подобные расчетные методики существуют для сельскохозяйственной, военной техники, а для машин горной промышленности нет. С помощью нашей методики можно будет оперативно, в режиме реального времени определить рабочий ресурс карьерных самосвалов. Иным словами, быстро рассчитать, выдержит ли нужную нагрузку самосвал: от шин до всей его конструкции, – рассказал руководитель работы, канд. техн. наук, доцент Михаил Дадонов. – О важности таких расчетов говорит неутешительная статистика горнорудных предприятий страны. Сейчас только до 30 % всех крупногабаритных шин «выхаживают» до полной реализации своего рабочего ресурса, остальные 70 % выходят из строя намного раньше срока «годности». Расчеты показывают, что в некоторых условиях движения больше половины всего веса автосамосвала может приходиться всего на одно колесо.
Под руководством Михаила Дадонова четверокурсники Александр Беляев и Илья Другов проанализировали существующие методы определения центра масс автомобилей, определили их преимущества и недостатки применительно к карьерным автосамосвалам большой и особо большой грузоподъемности. Далее предстоит составить алгоритм, динамическую математическую модель расчетов для конкретных, наиболее ходовых марок самосвалов, таких как БелАЗ-75131 и БелАЗ-75306, апробировать ее в деле и представить на суд горным предприятиям. В заинтересованности горняков нет сомнений, с ее помощью можно будет моделировать различные режимы работы автосамосвалов и выбирать наиболее экономичные и производительные.
– Программа основывается на координатах центра масс, которые непосредственно влияют на расход топлива, нагрузки на колеса, раму, элементы подвески. В свою очередь, координаты не являются статичными, а постоянно меняются в зависимости от того, порожний или загруженный автомобиль, чем и насколько он загружен. Это влияет как на производственный процесс и условия эксплуатации машины с точки зрения ее надежности, так и на безопасность ее движения в сложных дорожных условиях. Мы постараемся учесть в нашей работе эти нюансы, – поделились авторы.
По мнению разработчиков КузГТУ, их программа оперативного расчета координат центра масс карьерного автосамосвала может войти в состав любого автоматизированного расчетного блока по контролю за технико-эксплуатационными показателями: износом крупногабаритных шин, техническим состоянием несущих конструкций, безопасными и экономичными скоростными режимами движения и т. п.
Доклад о данном исследовании признан лучшим по итогам работы секции «Автомобили и автомобильное хозяйство» в рамках XIII Всероссийской, 66-й научно-практической конференции «Россия молодая». В том числе участники секций ИИТМА представили свое видение улучшения организации дорожного движения, развития робототехники, механики, технологий машиностроения, сварки, автоперевозок, совершенствования металлорежущих комплексов и оборудования, компьютерно-интегрированных производственных систем и перспективы применения интернет-технологий.
В секции «Инфокоммуникационные технологии и системы» магистрант Сергей Филиппов рассказал о технологии Indoor Navigation c использованием маяков с низким энергопотреблением «BLE Beacons», с помощью которой можно разместить объекты на карте и указывать местоположение чего-либо на экранах мобильных устройства.
– Эта технология поможет строить «умные» здания, улучшая навигацию и сокращая время, затрачиваемое на поиск предметов. Это также дает владельцам бизнеса возможность предоставлять контент и рекламу на основе местоположения, – отметил автор.
Магистрант под руководством канд. техн. наук, доцента Олега Ванеева рассмотрел возможность самостоятельного построения систем Indoor Navigation на основе отдельных компонентов, что, по мнению Сергея Филиппова, намного дешевле аналогичных систем, поставляемых «в коробке». Следующий этап работы – поиск наиболее точного метода для определения расстояния от приёмного устройства до маяка на основе параметров сигнала, излучаемого маяком.
Большой интерес у участников и слушателей вызвала работа студентки гр. ИТб-171 Арины Кадочиговой «Использование чат бота для автоматизации процесса оповещения сотрудников организации об окончании срока действия их электронных подписей». Она рассмотрела вопрос создания системы оповещения клиентов на основе использования чат бота Телеграм-канала. По мнению автора, используя коммуникационные возможности внешней системы, можно решать внутренние задачи предприятия и при этом сохранить необходимый уровень защиты данных.
Актуальные вопросы развития интернет-государства рассматривались в работе студентов гр. ИТб-172 Артура Бекк и Анны Кислициной. Авторы предлагают строить систему голосования в виде приложения с распределённой архитектурой на основе децентрализованной сети блокчейнов. Они продемонстрировали тестовую реализацию основных типов компонентов сети на языке Kotlin и тестовое голосование.
– Наше решение позволит привлечь к решению актуальных вопросов государства большое количество граждан с активной жизненной позицией, причем разработанная систем обеспечит защиту от повторного участия и от подлогов личности, – уверены студенты
Работа XIII Всероссийской, 66-й научно-практической конференции Кузбасского политеха «Россия молодая» в секциях института информационных технологий, машиностроения и автотранспорта и других институтов вуза продолжится до 23 апреля.