Как создаются онлайн-лекции

11 марта 2022

В институте электронного обучения КузГТУ, в рамках реализации «Стратегии цифровой трансформации на 2021 – 2030 годы» создана студия видеозаписи, которая ведет подготовку учебных материалов, используемых в онлайн-обучении.

 Авторский коллектив проекта выделяет в процессе производства учебных онлайн-материалов семь структурированных этапов. Начинается все с заявки на производство онлайн-курса, которая формируется педагогом, ведущим тот или иной курс. Поскольку этот процесс еще окончательно «не обкатан», заказчику курса – преподавателю предлагают ответить на двенадцать вопросов. Главные из них касаются названия курса, целям и области его использования, определению целевой аудитории, предполагаемых результатов, которые могут быть достигнуты и многого другого. Определяется разбивка курса на модули, поскольку при создании онлайн-курса лекционный материал подается в формате законченных тематических отрывков продолжительностью в 3-5-7 минут. Вот что рассказывает Кирилл Томилин, старший преподаватель кафедры теории и технологий управления в институте электронного обучения – непосредственно он курирует студию видеозаписи.

 – Конечно, можно записать на видео традиционную полуторачасовую лекцию. Но это не эффективно. Практика показывает, что в том же Moodle можно просто «пролистать» лекционный материал, если в нем нет внутритекстовых вопросов, и система покажет, что «тема пройдена». Но хочется, чтобы материал воспринимался обучающимися как интересный, чтобы он удерживал внимание. Если такая цель достигается, то короткий динамичный ролик не вызывает желания перелистнуть его. Главный принцип здесь – доступ к образованию через удобный, приятный и иногда – там, где это допустимо – даже игровой формат подачи материала.

 Второй этап подготовки онлайн-курса предполагает подробную разработку его плана, третий – написание педагогического сценария, определяющего как последовательность действий автора курса, так и возможную реакцию на них учащихся – в каждой конкретной ситуации. На четвертом этапе производится подготовка самого материала курса и его экспертиза.

 Очень важным в создании каждого конкретного проекта является сама запись видеолекций. Практика показывает, что короткий пятиминутный ролик может записываться от 15 минут до пары часов. Появляются новые варианты записи, например такой, при котором в качестве лектора выступает не сам автор курса, а другой человек, владеющий элементами актерского мастерства. Шестой этап включает в себя видеомонтаж лекционного материала, а на седьмом осуществляется непосредственное размещение онлайн-курса в локальной или общедоступной сети.

 Видеостудия начала свою работу во второй половине января. Говорить о возможной ее производительности пока еще рано – идет поиск новых решений, нарабатывается опыт, приобретается дополнительное оборудование. Но результаты уже имеются.

 – Сейчас мы сосредоточены на записи курса «Основы управления профессиональной деятельностью», – поясняет Кирилл Томилин. – На данный момент записано 16 из 34 намеченных видеороликов продолжительностью 5-7 минут. Примерно половина из записанных уже прошла монтаж и дополнительную обработку. Остальные пока в работе. Мы примерно определились в том, что каждый из 3 учебных образовательных модулей будет содержать в себе по 4-5 уроков, в каждом из которых будет по 4-5 элементов курса. Помимо видео, как основного элемента курса, модули будут содержать комментарии лектора и ссылки на источники, самопроверочный материал и практические задания. Сегодня мы уже обращаемся к профессорско-преподавательскому составу университета с предложениями о планировании и разработке онлайн-курсов.

 

Похожие новости: