Татьяна родилась на юге Кузбасса в городе Осинники. В школе училась исключительно на отлично, а главное – с удовольствием и неподдельной радостью. Вспоминает, что как-то она во всеуслышание сказала, что «если бы за учебу платили хоть какие-нибудь небольшие деньги, то она была бы готова учиться всю свою жизнь». Теперь смеется: «Не надо была такого говорить, высказанная мысль оказалась пророческой – с тех пор я ни на один день не перестаю учиться и получаю за это действительно не очень большие деньги».
Школьная учеба сменилась вузовским образованием, в 1974 году Татьяна поступила на физический факультет Кемеровского государственного университета, а с блеском окончив курс, перешла на учебу в аспирантуру. На тот момент в КемГУ из Москвы приехал молодой профессор Леонид Маркович Ланда, он-то и стал научным руководителем молодой аспирантки. Тема кандидатской диссертации была связана с физическими особенностями приповерхностных слоев планарных волноводов. Научный руководитель через определенное время поменял место работы, перейдя в Кузбасский политехнический институт, ученица последовала за ним. К концу третьего года, когда были уже сделаны необходимые научные публикации, и работа над диссертацией близилась к завершению, Леонид Маркович уехал из Кемерово, а позже и из страны. Диссертация осталась лежать в столе…
Но Татьяна Ивановна не оставляла мыслей о продолжении научного пути. И тут на кафедре физики появился Валерий Васильевич Дырдин, недавно защитивший докторскую диссертацию. Он и стал новым научным руководителем Татьяны Яниной. Посмотрев ее неоконченную работу, отметил, что она интересна. Но при этом добавил, что практической значимости в этой работе он не видит. И тут же предложил выбрать новую тему, непосредственно связанную с горным делом, начав все заново. Так пошла работа над диссертацией «Физические процессы горного производства». По ее окончании, в 2000 году состоялась защита в диссертационном совете КузГТУ, и Татьяне Ивановне была присвоена ученая степень кандидата технических наук. Позже она получила ученое звание доцента, и успешно трудится на кафедре физики, искренне любя свою работу, своих коллег и, конечно же, своих студентов.
– Скажу честно, моя работа мне очень нравится. Я люблю студентов, получаю удовольствие и радость от живого общения с ними, от взаимного обмена информацией и эмоциями. Конечно, не скрою, иногда все-таки я бываю недовольна. Особенно, когда вижу, насколько зависимым может становиться человек в условиях глобальной цифровизации. Я прекрасно понимаю, что и раньше существовали «мертвые знания». Но теперь все они так «удобно» структурированы, что уже более ничто не побуждают человека задумываться, система лишает навыков вычленять нужное и правильное. Набрал два слова и получил готовый ответ. Но это может оказаться всего лишь видимостью, полученный вроде бы результат зачастую может оказаться ошибочным и непригодным для решения поставленной задачи. Нередки случаи того, что определенный ученый делает открытия в разных областях. А нужный результат в поисковике ищут лишь по имени. К примеру, набирают «Кирхгоф». Но закон Кирхгофа и правило Кирхгофа – совершенно разные вещи. Не задумываясь об этом, отвыкший выбирать человек тащит любой результат в свой доклад или иную работу. Это уже грустно… Но радостного в наших реалиях все же больше. У нас замечательная кафедра: преподаватели, методисты, весь персонал. Валерий Васильевич Дырдин, о котором я уже говорила, в той или иной мере является учителем большинства наших доцентов, несмотря на строгость, его очень любят студенты. Работать в таком коллективе просто здорово!
Кафедра физики не является выпускающей, и это может влиять на отношение студентов к обучению там: «не на физика же, дескать, я учусь». Но Татьяна Янина это в качестве проблемы не видит. Учатся у них первокурсники, у которых еще не сформировалось четкое понимание того, кем конкретно они станут. И потому очень важно с самого начала увлечь людей своим предметом. Если интерес привить, то учить студенты будут все. К тому же важно вовремя объяснить, что физика – основа всех технических дисциплин. А у того, кто будет владеть ее основами, гораздо легче пойдут и электротехника, и термех, и сопромат, и многое другое. Главное правильно направить усилия студентов, и как можно быстрее «научить их учиться». А здесь в дело вступает уже методика: понимание задач, специальные приемы, выстроенная последовательность действий – все то, что включает в себя педагогика. Татьяна Ивановна владеет всем этим. Но есть в ее багаже еще и то, что преподаватель и педагог Янина считает самым главным, о чем она хотела бы сказать сама.
– Лично для меня очень важным является отношению к студенту. Я могу пояснить, как правильно действовать педагогам для появления открытой и уверенной в себе личности, отвечающей за свои поступки? Во-первых, выстраивать равные позитивные отношения. Во-вторых, студента надо любить – это непреложная истина. Кто-то может спросить: а за что же это? Но ведь мы не задаем себе таких вопросов, когда любим своих детей, которые далеко не всегда оказываются самыми лучшими. Ну, и в-третьих, помнить еще одно важное правило: это не студенты – для нас, это мы – для них. Студент в вузе – главный человек. И только при такой постановке мы – педагоги – сможем качественно выполнить свои задачи – обучения и воспитания молодых.
Мы искренне, от всей души поздравляем замечательного преподавателя и педагога Татьяну Ивановну Янину с юбилеем! Больших вам успехов в труде, который вы так любите, здоровья, счастья и понимания в среде своих коллег и любимых студентов!