В Кузбасском государственном техническом университете прошла Международная научно-практическая конференция «Инновации в информационных технологиях, машиностроении и автотранспорте». Ее автомобильная секция работала весьма оживленно.
Выступления вызывали активный интерес, поскольку многие из них имели практическое применение. Так, с докладом о выборе «оптимальных межсервисных интервалов транспортных средств» – а в частности, о том, через какие промежутки времени следует менять масло в автомобиле – выступил Павел Поплавский, магистрант ИИТМА. Свою работу они выполнили совместно коллегой по группе Эдуардом Бухом под руководством доцента кафедры эксплуатации автомобилей Андрея Ащеулова.
О том, что при покупке личного транспорта многие люди предпочитают обращаться к официальным представителям автомобильных брендов, знают практически все. Известно и то, что официальные представители компаний с каждым годом увеличивают межсервисный интервал. Но даже современные масла, детали и агрегаты автомобиля не могут сохранять свои первоначальные характеристики в течение этого времени. Поэтому возникает необходимость нахождения наиболее эффективных и рациональных сроков прохождения технического обслуживания.
Одним из самых важных и ответственных агрегатов, имеющий сложную систему смазки является двигатель внутреннего сгорания. Смазывание трущихся деталей в двигателе происходит комбинированным способом. Особенность такого способа в следующем: для деталей, работающих в тяжелых условиях и подверженных большему износу, смазка подается под давлением, а для деталей, работающих в более легких условиях, разбрызгиванием и масляным туманом.
Моторное масло должно обладать надлежащими смазочными, очищающими, охлаждающими и антикоррозийными свойствами. Для этого к базовому маслу добавляется комплект присадок, влияющий на вышеперечисленные свойства. Так, при добавлении противоизносной, противозадирной и депрессорной присадок, получается готовый продукт с улучшенными противоизносными, противозадирными свойствами, а так же с низкой температурой застывания масла, что актуально для регионов с холодным климатом.
В зависимости от наработки химический состав масла претерпевает существенные изменения. Это происходит из-за его взаимодействия с газообразными, жидкими и твердыми продуктами загрязнения (продукты неполного сгорания топлива, износа деталей двигателя, атмосферная пыль, охлаждающая жидкость и прочие). Так же из-за постоянных перепадов температур присадки теряют свой эффект, вплоть до их полного вымывания из состава базового масла. В связи с этим масло подлежит замене с определенной периодичностью. Для легковых автомобилей, заявленный производителем интервал замены масла составляет 10-15 тысяч километров. Данный показатель является усредненным и не учитывает всех условий эксплуатации. В зависимости от условий эксплуатации, а так же технического состояния двигателя интервал замены может существенно отличаться как в меньшую, так и в большую сторону.
Для установления необходимости замены масла, требуется проводить его анализ. Благодаря периодическому отбору пробы масла из картера двигателя и проведения его анализа, появляется возможность обнаружения повышенной концентрации продуктов загрязнения. Это является ценным диагностическим параметром, который позволяет судить не только о состоянии масла и необходимости его замены, но и косвенно позволяет определить состояние пар трения в двигателе. По мнению Павла Поплавского, хорошим помощником для водителя мог бы стать датчик контроля качества масла – для более точного установления срока его замены.
В настоящее время, наибольшее распространение в практике определения состояния масла получил спектральный анализ из-за его высокой информативности и быстродействии получения результата. На данный момент выделяют 2 метода спектрального анализа: эмиссионный и атомно-абсорбционный.
Таким образом, интервал замены масла необходимо корректировать в зависимости от условий эксплуатации автомобилей. Для этого необязательно определять точный состав загрязнений в масле при помощи дорогостоящего и сложного спектрального анализа. Достаточно воспользоваться методом диэлектрической проницаемости. Для определения браковочных значений, при достижении которых требуется замена масла, необходимо провести лабораторные исследования различных типов отработавшего масла и вывести корреляцию между условиями эксплуатации, типом масла и значением диэлектрической проницаемости, при которой необходима замена масла.
По оценкам преподавателей, в работе соавторов присутствует подход к выработке новых критериев к сервису обслуживания автотранспорта, что может иметь важное практическое применение. На вопрос о том, чем был продиктован выбор темы доклада на конференции, Павел Поплавский ответил, что эти исследования стали для них с коллегой темой будущих магистерских диссертаций. Практическая часть этой работы будет осуществляться в дальнейшем на одном из автопредприятий города Кемерово – Кедровской автобазе.