17 марта кафедра обогащения полезных ископаемых празднует свой 60-летний юбилей. По этому случаю в читальном зале на втором этаже главного корпуса КузГТУ открылась выставка научных трудов.
Выставка собрала самые значимые учебные пособия и статьи, подготовленные в разные годы выдающимися учеными кафедры. Это материалы о технологиях обогащения полезных ископаемых, специальных методах обогащения углей, управлении качеством угольной продукции, проблемах подземной разработки полезных ископаемых и др. На выставке также представлены уникальные выпуски Вестника Кузбасского государственного технического университета, Горного журнала, федерального издания «Уголь Кузбасса», где публикуются обогатители КузГТУ.
Кафедра обогащения полезных ископаемых основана в 1949 году в Томском политехническом институте им. С. М. Кирова. Тогда она называлась кафедрой обогащения и брикетирования углей, а ее первый заведующий, кандидат технических наук, доцент Петр Петрович Титов называл свой факультет обогащения и брикетирования углей и одноименную кафедру «Первенцем послевоенной Сталинской пятилетки».
Поскольку строительство обогатительных фабрик происходило в Кузбассе, в сентябре 1962 года кафедру перевели в Кемеровский горный институт, ныне Кузбасский государственный технический университет – именно эта дата послужила отправной точкой сегодняшнего 60-летнего юбилея кафедры.
Коллектив нового структурного подразделения частично формировался за счет прежних сотрудников, переведенных из ТПИ в КГИ, а также за счет кадровых вливаний из других кафедр. Так, первый заведующий после перевода кафедры в Кемерово, Олег Сергеевич Певнев, был доцентом кафедры разработки полезных ископаемых. Именно на годы заведования Олега Сергеевича выпала нелегкая задача сформировать, сплотить коллектив на новом месте, задать точный вектор его развития, обеспечить выполнение поставленных задач.
В июле 1968 года место заведующего занимает один из сотрудников, пришедших из Томского политехнического института, Виген Иосифович Мелик-Гайказян. Вместе с Вероникой Васильевной Ворончихиной он вел активную научную работу с аспирантами и студентами. Под их руководством Лев Баранов, Нина Емельянова, Зоя Глазунова, Александр Бегунов, Виктор Тептин и Владимир Удовицкий создали установки по изучению свойств аполярных реагентов и поверхностно-активных веществ.
В сентябре 1974 года и. о. заведующего кафедрой назначен Арнольд Алексеевич Байченко, который также был переведен в Кемеровский горный институт из ТПИ. Основное направление его научной деятельности – оптимизация и управление устойчивостью угольных и рудных суспензий, создание и внедрение интенсивных технологий и обогащение тонкодисперсных угольных шламов. Арнольд Алексеевич успешно работал над технологией обогащения фосфоритов методами прямой и обратной флотации. В исследованиях механизма действия реагентов с помощью контактного прибора и установки для измерения сил отрыва ему помогали студенты Михаил Клейн и Николай Бурдин. Результаты выполненных работ вошли в основу кандидатской диссертации Михаила Симховича Клейна.
С марта 1980 года кафедрой руководил Владимир Иванович Кочкин. За восемь лет, что он возглавлял ее, произошли крупные изменения. Благодаря его энергии и пробивной инициативе были закуплено уникальное оборудование – спектрометры рентгеновские СРМ-20 и АРФ-6 и анализатор БАРС-3 для исследования содержания редкоземельных элементов в рудах месторождений Кутессай-1 и Кутессай-2. Инженер кафедры Татьяна Кургузкина для этих приборов разработала методики определения содержания редкоземельных элементов в рудах и продуктах обогащения. Параллельно применялась методика с использованием спектрографа ИСП-28 и микрофотометра МФ-2 для определения содержания окиси 0-18 и окиси 0-20 в продуктах флотации редкоземельных руд, разработанная заведующим лабораториями Владимиром Удовицким.
Владимир Иванович создал и химическую лабораторию, в которой работали инженеры Галина Егоровна Давыдова, Галина Африкановна Ефимова, Татьяна Алексеевна Кравцова, Неля Ивановна Кощеева (впоследствии – старший преподаватель кафедры ОПИ). Они освоили методики определения содержания полезных компонентов в продуктах обогащения цветных, редких металлов, олова, молибдена. В это же время заведующий пригласил из института «КузНИИуглеобогащение» на преподавательскую работу кандидата технических наук Геннадия Викторовича Иванова.
Следующие шесть лет кафедрой вновь руководил Арнольд Алексеевич Байченко. В это время он одним из первых в Кузбассе стал заниматься изучением процесса обезвоживания угольных шламов с использованием флокулянтов (полиоксиэтилена). Вместе с ним научными исследованиями занимался его сын, кандидат технических наук, Алексей Байченко, а также кандидаты технических наук Александр Ломакин, Михаил Клейн и аспирант Галина Евменова. Полученные результаты составили основу кандидатской диссертации, которую Галина Львовна защитила в 1995 г.
С 2004 г. бессменным заведующим на протяжении последующих 15 лет становится Владимир Удовицкий. Выпускник Кузбасского политехнического института по специальности «Обогащение полезных ископаемых» работал на кафедре, начиная с должности механика. Не понаслышке зная, чем живет родное подразделение, Владимир Иванович сделал все возможное, чтобы задача, поставленная перед кафедрой в первые годы ее деятельности, выполнялась безупречно.
Сейчас кафедру обогащения полезных ископаемых возглавляет Алена Александровна Бобровникова. Свою трудовую деятельность в КузГТУ она начала в 2009 г. в должности ассистента кафедры химической технологии неорганических веществ, заведующей лабораторией кафедры, а затем старшего преподавателя и доцента кафедры химии, технологии неорганических веществ и наноматериалов. Сохраняя богатое наследие, коллектив кафедры следует современным производственным и научно-исследовательским трендам горной отрасли.
За все время кафедра выпустила более двух тысяч инженеров-обогатителей, которые успешно трудятся на всех обогатительных фабриках Кузбасса. Многие стали директорами и главными инженерами объединений, фабрик, институтов и предприятий. Впереди у кафедры много лет успешного существования, у сотрудников – актуальных исследовательских и педагогических задач, у студентов – интересных и важных занятий, а у выпускников – карьерного роста и профессионального развития.