Дайджест СМИ
29 июля 2014 г.
Минобрнауки России: расширен перечень вузов, принимающих соотечественников из Украины
http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/4317
28.07.2014 г.
Список Российских федеральных вузов, принимающих граждан, вынужденно покинувших территорию Украины, расширен: прием ведут 17 организаций высшего образования.
На сегодняшний день более 2000 соотечественников из Украины, ищущих убежище в России, подали заявления на продолжение обучения по направлениям подготовки и специальностям высшего образования, в связи с этим квота была расширена до 2506 мест.
Ранее, по поручению Президента Российской Федерации был сформирован перечень из 12 вузов, подведомственных Минобрнауки России и 1 вуза, подведомственного Минсельхозу России, которые осуществляли прием на образовательные программы высшего образования соответствующей категории лиц. При этом квота по приему составляла 1575 мест.
Однако по результатам ежедневного мониторинга количество заявлений о приеме оказалось существенно большим.
«В настоящее время мы отмечаем значительное увеличение количества обращений от соотечественников», – сообщил на заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Александр Соболев. Он констатировал, что по результатам проведенного мониторинга в отобранные вузы, подведомственные Министерству, по состоянию на 24 июля обратились 1883 граждан (из них 473 – на территории республики Крым и города Севастополь).
«Наибольшее количество обращений фиксируется в Ростовской, Белгородской и Воронежской областях», – отметил Александр Соболев. Директор Департамента также сообщил, что в связи с указанными обстоятельствами Минобрнауки России был расширен перечень вузов, которым установлена квота по приему до 16 подведомственных вузов.
Для соотечественников, поступающих в вузы России, обеспечены все необходимые условия, в том числе, бесплатное размещение в общежития вузов в день подачи заявления. Вместе с тем, преподаватели и сотрудники вузов оказывают посильную гуманитарную помощь всем нуждающимся абитуриентам и их семьям, вынужденно покинувшим территорию Украины. При необходимости организовано трехразовое питание для нуждающихся абитуриентов.
Дополнительно прием лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, теперь ведется в следующих образовательных организациях:
• Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова;
• Ростовский государственный строительный университет;
• Воронежский государственный университет;
• Псковский государственный университет.
Прием документов осуществляется до 10 августа 2014 г. (при наличии творческих испытаний – до 5 августа), вступительные испытания проводятся до 15 августа.
Позовите инженера
Конкурс на технические специальности более 10 человек на место
«Российская газета», федеральный выпуск №6440 (168) http://www.rg.ru/2014/07/29/klimov.html
29.07.2014 г.
Впервые за последние годы заметно вырос конкурс на инженерные специальности. Прежде всего на те, по которым готовят кадры для авиационной, атомной промышленности, строительства и оборонных предприятий.
Так, в МИФИ на некоторые направления конкурс уже более 10 человек на место. Тем не менее набрать лучших абитуриентов вузам не так-то просто. В чем дело? Какие инженеры нужны России? Сколько уроков физики и химии должно быть в школе? Почему технические вузы оказываются в черных списках мониторинга минобрнауки? На эти и другие вопросы "РГ" отвечает заместитель министра образования и науки России Александр Климов.
Александр Алексеевич, в этом году средние баллы на ЕГЭ по химии, физике, математике гораздо ниже, чем раньше. В технические вузы, видимо, придут студенты с тройками по профильным предметам. Можно из троечника сделать хорошего инженера?
Александр Климов: Снижение баллов не означает, что выпускники школ стали что-то хуже знать. Знания в среднем не изменились, просто мы честно их оценили. Думаю, в этом году снижения уровня подготовки абитуриентов в технических вузах не произойдет. У нас есть успешные технические вузы с отличными программами, высокими конкурсами. Их выпускники востребованы на ведущих предприятиях, работают по специальности, имеют высокую зарплату.
Может, настало время поменять учебники и программы по физике, химии. Увеличить часы на эти предметы? Вот у вас, наверное, не два урока физики в неделю было, а три или даже четыре?
Александр Климов: Взрывное развитие Интернета открыло широкий доступ к информации. Если раньше ученик приходил на урок астрономии и узнавал что-то новое о звездах и планетах от учителя, то сейчас он может зайти на сайт и посмотреть фотографии поверхности Марса или активности Солнца, может послушать выступления ведущих ученых.
Меняются технологии преподавания. Сейчас многие физические и химические явления моделируются на компьютере. У преподавателей появляются новые возможности. Можно даже за два часа в неделю интересно давать любой предмет. Кстати, министерство реализует масштабный проект по созданию новых программ для подготовки будущих школьных учителей. В нем участвует 35 вузов, в том числе лидеры педагогического образования.
Откроются ли снова станции юных техников, кружки моделирования и радиотехники, которые прежде были в каждом районе?
Александр Климов: Минобрнауки разработало трехлетний план по привлечению талантливых выпускников школ для обучения на инженерных специальностях вузов. Один из пунктов - поддержка центров технического творчества молодежи, которые работают в регионах. С 2013 года их координацией в России занимается один из ведущих технических вузов "Станкин". Федеральный центр технического творчества учащихся взял на себя функции научно-методического, организационного и информационного сопровождения процессов создания интегрированного пространства инженерного образования и научно-технического творчества молодежи. В масштабах страны "Станкин" координирует работу 730 центров технической направленности. 800 тысяч обучающихся!
Центр проводит финалы Всероссийского конкурса юных изобретателей и рационализаторов, Всероссийского конкурса медиатворчества и программирования среди обучающихся "24 bit", Всероссийского конкурса по робототехнике и интеллектуальным системам. А с этого года будет проводиться "политехническая олимпиада" для учеников 9 - 11 классов. Она будет в большей степени требовать от школьников технической смекалки.
Эта олимпиада будет давать льготы при поступлении в вузы?
Александр Климов: Она уже вошла в официальный список, утвержденный министерством. В зачислении на программы инженерного образования победителей и призеров этой олимпиады в первую очередь заинтересованы региональные политехнические вузы. Почему? Значительная часть предприятий, особенно оборонно-промышленного комплекса, находится в регионах России. Например, на "Севмаш" в городе Северодвинске, где производят атомные подводные лодки, идут работать в основном выпускники Северного (Арктического) федерального университета.
Или, скажем, Воткинский завод в Удмуртии изготавливает ракеты "Тополь-М", "Булава", "Искандер-Э", ракеты-носители "Старт" для запуска коммерческих спутников. Редкий выпускник московского вуза приедет работать в город Воткинск. Большинство молодых инженеров, приходящих на это предприятие, заканчивают Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова. Поэтому система "политехнических олимпиад" должна быть выстроена так, чтобы стимулировать выпускников школ к поступлению в опорные региональные вузы.
Какие инженеры нужны сегодня России?
Александр Климов: Самый массовый класс - инженеры в области эксплуатации технических систем. Техника становится все более сложной. Недавно в одном из техникумов Северной Осетии посмотрел современный хлебоуборочный комбайн. Автоматизация, GPS, самые современные технологии... Чтобы обслуживать такую технику, надо иметь высшее образование. Я думаю, что инженерам по эксплуатации достаточно закончить качественную программу "прикладного бакалавриата".
Другие требования предъявляются к инженерам - проектировщикам, конструкторам, технологам. Я, к слову, сам инженер, шесть лет отработал на Волжском автозаводе в Управлении главного конструктора, потом в Научно-техническом центре, где был испытателем автомобильной техники. Для такого типа инженерных работников желательно иметь конструкторскую или технологическую магистерскую подготовку. Третья категория инженеров - это инженеры-исследователи. В разных областях: в нанотехнологиях, микроэлектронике, биосистемах. Тут уже необходима аспирантура.
Я предполагаю, что сейчас у нас самый большой дефицит линейных инженеров. Мы в прошлом году распределили на конкурсной основе 4,5 тысячи бюджетных мест по программам прикладного бакалавриата. В этом году их уже 25 тысяч.
Почему технические вузы почти всегда в черных списках мониторинга минобрнауки?
Александр Климов: Я бы не сказал, что технические вузы имеют плохие показатели мониторинга. Например, по показателям результативности науки эти вузы часто являются лидерами в регионах. Хотя отдельные вузы действительно из года в год не преодолевают пороговых показателей мониторинга. Ситуацию в конкретном вузе или филиале мы подробно рассматриваем, особенно если этот вуз или филиал готовит специалистов для реального производства.
В 171 филиал письма с рекомендациями прекратить прием студентов на непрофильные специальности
В этом году мы направили в 171 филиал письма с рекомендациями прекратить прием студентов на непрофильные специальности. В списке филиалы технических вузов, основная задача которых готовить инженеров. Если в вузе или филиале не занимаются тем, ради чего он был создан, для чего он нужен?
Один из проректоров большого технического университета рассказал: раньше на предприятии могли работать 60 процентов выпускников, сейчас соответствуют требованиям только 20. Может, надо уменьшить количество мест в вузах, но лучше учить, поднять стипендии и зарплаты?
Александр Климов: Каждый год вузы получают около полумиллиона бюджетных мест. Примерно половина из них связана с подготовкой инженеров. Так что проблем с количеством мест нет. У нас, к сожалению, пока нет такого количества выпускников школ с хорошими результатами ЕГЭ по математике, физике, химии. Но кадры-то предприятиям нужны! Только готовят их не всегда там, где есть производство.
По содержанию программ мы ожидаем утверждения профессиональных стандартов. На основании профессиональных стандартов будем актуализировать образовательные стандарты. Это позволит точнее учитывать требования работодателей.
И как быть? Нельзя же закрыть МИСиС или "Станкин", потому что в столице нет сталелитейного производства.
Александр Климов: Думаю, что в Москве можно готовить инженеров-исследователей, а на предприятиях, в том числе оборонных, активнее открывать базовые кафедры совместно с разными техническими университетами. С 1 сентября 2013 года вузам разрешено обучать студентов прямо на производстве - вести аналитические сессии, мастер-классы, семинары, проектные разработки.
Есть ли у минобрнауки прогноз: сколько инженеров понадобится в ближайшие годы?
Александр Климов: Когда я задаю вопрос представителям высокотехнологичных корпораций, сколько инженеров им потребуется до 2020 года, мне отвечают: "А какой технологический сценарий будет основным? Если работать дальше так, как сейчас, то столько же и нужно. А если на базе суперсовременных технологий проектирования и производства, то в три раза меньше. Только тогда нам будут нужны другие инженеры!"
Когда Объединенная авиастроительная корпорация стала разбираться, какие специалисты им нужны, чтобы строить современные самолеты, выяснилось, что половины требуемых специалистов не готовят ни в одном ведущем авиационном вузе. Часть проектных и технологических компетенций отсутствует в самих корпорациях. Поэтому в России начал реализовываться проект "Глобальное образование", по которому лучшие выпускники бакалавриата и специалитета смогут за счет бюджета учиться в ведущих мировых университетах в обмен на обязательство вернуться в Россию и отработать на ведущих предприятиях три года. Мы рассчитываем, что это позволит сформировать те компетенции, которые у нас пока недостаточно развиты.
Полностью интервью читайте здесь: http://www.rg.ru/2014/07/29/klimov.html
Стандарты будущего: гармония в условиях глобализации
«Аккредитация в образовании» http://www.akvobr.ru/standarty_buduschego.html
Г.Н. МОТОВА, заместитель директора Национального центра общественно-профессиональной аккредитации, доктор педагогических
Очередной, четвертый по счету, форум агентств-членов Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA) – это по-настоящему историческое событие для отечественной системы высшего образования: впервые практически все аккредитационные агентства стран Европы провели свою встречу в России, и впервые наше аккредитационное агентство принимало столь широкий круг гостей.
Очередной, четвертый по счету, форум агентств-членов Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA) состоялся в апреле в России. Организатором выступил Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации, собрав коллег на базе Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Это по-настоящему историческое событие для отечественной системы высшего образования: впервые практически все аккредитационные агентства стран Европы провели свою встречу в России, и впервые наше аккредитационное агентство принимало столь широкий круг гостей.ессор
Два дня – по российскому времени
Практически во всех странах Европы и мира сегодня созданы и действуют агентства гарантии качества – аккредитационные агентства. Их деятельность специфична, поскольку эти организации играют особую роль в национальных системах высшего образования, не будучи ни образовательными организациями, ни органами управления образованием.
Процессы глобализации – и, в частности, Болонский – выявили задачу гармонизации принципов и признания процедур оценки качества образования, полученного в каждой отдельной стране, с целью обеспечения доверия к нему. Реализуемое по иерархическому принципу, признание качества деятельности аккредитационного агентства (его добросовестности, независимости, объективности) способствует признанию качества национальной системы аккредитации и, в свою очередь, каждой отдельной образовательной программы (и образовательной организации), прошедшей аккредитацию в таком агентстве.
Для обеспечения доверия и признания своей деятельности аккредитационные агентства объединяются как на национальном, так и международном уровнях, создавая сети (ассоциации) аккредитационных агентств. Ассоциации ведут исследовательскую и проектную деятельность, обеспечивают обмен информацией и опытом, но главное – разрабатывают для своих членов общие принципы и требования (стандарты) к деятельности агентств, соблюдая тем самым «чистоту рядов».
Все ассоциации периодически – как правило, один раз в год – проводят форумы (ассамблеи, конференции), на которых обсуждаются и стратегические вопросы, имеющие глобальный характер, и практические проблемы взаимодействия агентств-членов сети. Подобные мероприятия носят отчасти закрытый характер: что называется «для членов профсоюза», не ставя задачи просвещения широкого круга заинтересованных лиц (вузовской общественности), и особенно потому, что на таких встречах обсуждаемые вопросы носят специфический характер – о принципах и методах оценки не только вузов и программ, но и самих аккредитационных агентств.
Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (ENQA) объединяет аккредитационные агентства Европы и отвечает за разработку стратегии и стандартов гарантии качества образования в странах-участницах Болонского процесса. Это одна из наиболее активных и имеющих большой политический вес в Европе организаций.
Еще год назад Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации выступил с предложением провести очередной форум ENQA в России, в Санкт-Петербурге. Предложение было принято и одобрено на Генеральной ассамблее ENQA (Гётеборг, 2013).
Несмотря на сложную международную обстановку в связи с событиями в Крыму и на Юго-Востоке Украины, 4-й Форум агентств-членов ENQA состоялся 24-25 апреля 2014 года в России. В его работе приняли участие 77 представителей из 44 аккредитационных агентств 32 стран Европы.
С приветственным словом к участникам обратились ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Игорь Максимцев, председатель комитета по науке и высшей школе Правительства г. Санкт-Петербурга Андрей Максимов, президент Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании Падрейг Уолш.
Обсуждались вопросы, связанные с пересмотром Стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в Европейском пространстве (ESG) – основополагающего европейского документа по обеспечению качества в высшем образовании. Необходимость в таком редактировании связана с тем, что этот документ, одобренный конференцией министров образования и рекомендованный к внедрению в национальные системы гарантии качества (Берген, 2005), уже не отвечает новым задачам, которые были утверждены через несколько лет конференцией министров образования стран-участниц Болонского процесса (Лувен, 2009).
Кроме того, в течение двух дней работы форума состоялись дискуссии, посвященные вопросам повышения качества образования в высшей школе на основе внешней оценки, а также подготовке стратегического плана развития ENQA на 2016-2020 годы.
Читать полностью статью здесь http://www.akvobr.ru/standarty_buduschego.html