Ученые из Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева совместно с Камским автомобильным заводом (ПАО «КАМАЗ») запустили проект «Разработка и создание беспилотного карьерного самосвала челночного типа грузоподъёмностью 220 тонн». Исследования ведутся в рамках комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла «Чистый уголь – зеленый Кузбасс» при поддержке НОЦ «Кузбасс».
Сегодня программа «Чистый уголь – зеленый Кузбасс» дает все возможности для получения настоящих, прорывных результатов. Участникам КНТП предоставляет усиление материальной научно-технической базы. Мы уже видим, что разработанные технологии эффективны, в них есть заинтересованность. В 2026 году завершится внедрение всех полученных разработок, будут представлены и оценены итоговые результаты, среди которых, несомненно, польза для экономики Кузбасса и снижение нагрузки на окружающую среду, – говорит директор НОЦ «Кузбасс» Ирина Ганиева.
К созданию и изучению первого самосвала челночного типа по программе «Чистый уголь – зеленый Кузбасс» ученые региона приступят в феврале 2024 года, когда на базе КузГТУ в научном центре «Цифровые технологии» при содействии НОЦ «Кузбасс» и ПАО «КАМАЗ» откроют лаборатории «Моделирования и цифровых двойников» и «Цифровой системы диспетчеризации и беспилотного управления».
Главными задачами наших исследовательских площадок станут: теоретическое изучение динамики движения карьерного самосвала путем имитационного моделирования, а также разработка программно-аппаратного комплекса для проектирования беспилотного карьерного самосвала, эскизного проекта самосвала и технического проекта системы беспилотного движения, технического проекта на цифровую систему диспетчеризации угольного карьера, рабочей конструкторской документации на цифровую систему диспетчеризации угольного карьера. Контролировать работу техники оператор также будет дистанционно, – говорит ректор КузГТУ им. Горбачева Алексей Яковлев.
По проекту грузоподъёмность робота-самосвала предполагается 220 тонн, его передвижения будут заданы в цифровой платформе траекториями. Инновационная конструкция машины позволит в роботизированном режиме двигаться по заданному маршруту. Это исключит манёвры под погрузкой и на отвале, что уменьшит эксплуатационные расходы на перевозку горной массы за счёт увеличения производительности. Все это позволит также снизить расходы на топливо и затраты на крупногабаритные шины.
Сейчас ученые КузГТУ завершили второй этап теоретических исследований, разработали эскизный проект и создали технический проект на цифровую систему диспетчеризации угольного карьера. К более детальным исследованиям ученые приступят в 2024 году после открытия лабораторий.