Ученые и студенты КузГТУ исследуют образцы, напечатанные на 3D-принтере, который в настоящее время работает на Международной космической станции (МКС). А также сравнивают их с образцами «земной» печати, напечатанными на этом же оборудовании с абсолютно одинаковыми заданными параметрами.
Около двух лет назад на МКС был установлен специально спроектированный 3D-принтер для проведения экспериментов, связанных с аддитивными технологиями.
Руководителем данного проекта был Василий Федоров, в настоящее время возглавляющий институт информационных технологий, машиностроения и автотранспорта, а также Научно-инновационного центра космических технологий КузГТУ.
Это, можно сказать, продолжение ранее начатого мной и моими коллегами исследования. Уже работая здесь, в КузГТУ, удалось получить еще один заказ Роскосмоса: на исследование образцов печати, проведенной в состоянии невесомости. Образцы прибыли на Землю и переданы нам.
Это материал из пластмассы (PLA) толщиной 5 мм в форме плоских песочных часов (напоминает фигурки печенья). Визуально «земные» и «космические» пластики отличаются по текстуре поверхности и по цвету: первый - неровный шероховатый светло-серого цвета, второй – более гладкий и ровный цвета мокрого асфальта. В настоящее время согласовывается техзадание на более глубокие исследования, которые достаточно многогранны и трудоемки.
КузГТУ, находясь в консорциуме исследователей из разных институтов, получил для изучения порядка десяти образцов. Этого достаточно, чтобы составить аналитическую статистику.
Этот проект носит не только научный, но и прикладной характер, ведь 3d-печать позволяет космонавтам быстро и качественно напечатать изделие или какую-то технологическую оснастку, нежели делать это вручную. Также нельзя забывать и о том, что есть уникальные структуры, которые можно получить только в условиях невесомости, - подчеркнул Василий Федоров.