Студенты направления «Технология транспортных процессов» завершили защиту выпускных квалификационных работ. В своих работах они предложили практические решения для повышения эффективности транспортной инфраструктуры Кузбасса.
По данным Кемеровской транспортной компании ежедневно в нашем городе выпускаются в рейс свыше 300 единиц подвижного состава. Перед выпуском требуется осмотреть каждое транспортное средство и зафиксировать время въезда и выезда в специальный журнал учёта. На такую регистрацию тратится большое количество времени.
Кемеровская транспортная компания обратились на кафедру эксплуатации автомобилей с просьбой помочь в решении этой проблемы. На запрос компании откликнулись Ксения Батурина и Семён Кошелев. В своей выпускной работе они предложили автоматизировать ведение журнала учета: установить КПП, оборудованное системой распознавания и ПО, благодаря которому время отбытия автобуса в рейс и его возвращение будет идентифицироваться по номерным знакам и фиксироваться в журнале.
Автоматическая система учёта времени реализуется в несколько этапов: подготовка данных и обучение моделей YOLOv8; выделение и обнаружение номерных знаков на кадре; обработка изображения; распознавание текста; коррекция ошибок на основе шаблонов. После того, как данные фиксации попадают в базу, они автоматически вносятся в электронный путевой лист. Экономия для предприятия составит более 80 тысяч рублей, что позволит окупить проект за четыре месяца.
Программа снизит нагрузку на сотрудников, а также исключит человеческий фактор при сборе информации.
В июне 2023 года в регионе утвердили положение о реализации проекта «Карта жителя Кузбасса», в перспективе единого платежно-сервисного инструмента для жителей Кузбасса. Карта выпускается с льготным транспортным приложением, которое позволяет идентифицировать граждан с правами на бесплатный проезд в автобусе.
Министерство транспорта Кузбасса обратилось на кафедру эксплуатации автомобилей КузГТУ с просьбой проанализировать и разработать порядок получения транспортных льгот держателям «Карты жителя Кузбасса».
Кейс решали Егор Зотиков и Валерия Понкратьева, выпускники описали порядок получения льготы.
Пассажир льготной категории оплачивает проезд картой. Информация через терминал или валидатор поступает в банк-эквайзер и передаётся в транспортное предприятие. Через портал «Госуслуги» идёт проверка – какие льготы в транспорте положены этому человеку. Данные пользователя отправляются в реестр держателей карт и транспортный предпроцессинг – платформенный сервис Национальной системы платёжных карт. Номера карт отправляются в Центр социальной выплаты и информатизации. Именно он совершает полное возмещение денежных средств предприятию за совершённые поездки.
Одно из преимуществ внедрения алгоритма персонификации в том, что пассажиру не придётся предъявлять дополнительные документы, подтверждающие льготу. Егор и Валерия продолжат работу над проектом, но уже в качестве сотрудников Министерства транспорта Кузбасса. Пилотное тестирование системы запланировано с 1 сентября 2024 года.