На научное чаепитие к студенческому обществу «Area 3.14» заглянула Анна Пирогова – выпускница кафедры прикладных информационных технологий, которая успешно строит карьеру технического писателя. Гостья поведала о том, как научно-практическая работа может быть связана с будущей профессией.
Путь Анны начался с осознания: программирование – не самая сильная из её сторон. Однако студентка решила остаться на выбранной специальности и спустя время активно увлеклась бизнес-процессами, что впоследствии стало ключом к её профессиональной реализации.
Когда во время учёбы я в программе «Total Commander» не могла с левой части окна перейти в правую, мне все говорили «жми Tab», а я всё думала – что же это такое? Но в итоге решила остаться, потому что верила: если справлюсь с этим, смогу освоить любую предметную область. И я нисколько не жалею о своём решении, потому что в итоге нашла то, что мне действительно нравится. Когда мы начали проходить бизнес-процессы с преподавателем Игорем Александровичем Соколовым, я поняла, что могу легко строить IDEF0 диаграммы, у меня легко получалось декомпозировать систему, видеть пробелы в процессах и улучшать их, – призналась Анна.
Во время учёбы Анна состояла в студсовете и студклубе, а также активно участвовала в конкурсах, которые помогли ей глубже понять бизнес-анализ и раскрыть свои способности. Одной из таких стала олимпиада в Новосибирске, где нужно было решить задачу по автоматизации, разработать пользовательский интерфейс и построить модели текущего и предлагаемого состоянии системы. Разработчики команды сосредоточились на коде, а Анна с другими студентами – на анализе и визуализации решений. Командная работа не раз помогла занять призовые места.
После выпуска Анна работала помощником бизнес-аналитика. Постепенно она закрепилась в роли технического писателя, а работа на научно-производственном предприятии «Радар ммс» стала для неё ключевым этапом. За 10 лет она освоила разработку документации, стандартизацию процессов и взаимодействие с другими подразделениями.
Большинство изделий, которые мы производим, не существует в природе. Мы начинаем с научно-исследовательских работ, ищем аналоги и разрабатываем решения с нуля. Внутри завода есть подразделения, у каждого подразделения своя сфера ответственности. Технический писать должен разбираться в малейших деталях, понимать, как функционируют системы, и уметь объяснить это доступным языком, урегулировать все взаимодействия.
Опираясь на полученный опыт, Анна ответила на все интересующие вопросы и рассказала о своём видении для улучшения образовательного процесса. Так, в ходе встречи была предложена инициатива по внедрению в учебную практику системы управления задачами, чтобы студенты могли знакомиться с реальными инструментами и процессами командной работы.
Было бы полезно, если бы преподаватели использовали системы баг-трекинга. Например, лабораторная работа могла бы приходить в виде задачи с подробными вводными, и каждый студент мог бы работать над её выполнением, списывать время, писать комментарии и даже передавать её на проверку. Такой опыт помог бы лучше понять процесс работы в команде.
В конце встречи Анна посоветовала ребятам не бояться пробовать новое, сохранять интерес к делу и готовиться к постоянному развитию, ведь впереди их ждёт ещё множество новых программ, процессов и задач.