![](https://kuzstu.ru/uploads/media/2025/02/15/preview/press-item/3597c9ab46fc95fb2361_2000x.jpg)
Выпускница кафедры прикладных информационных технологий Анна Пирогова уже заглядывала в вуз на научное чаепитие. В этот раз успешная карьеристка и технический писатель встретилась со студентами ИИТМА, чтобы поделиться ценными советами о том, как составить резюме, которое заметят, пройти собеседование и найти работу мечты.
Своё выступление гостья начала с анализа работодателей. Она посоветовала использовать рейтинги компаний, например, от РБК или Хабра, но не забывать, что отзывы – это лишь часть картины. В популярных компаниях, как Mail, Яндекс, Лаборатория Касперского и других, мнения сотрудников могут сильно различаться. Всё зависит от команды, поэтому необходимо изучать официальные сайты компаний, их миссии и ценности.
Особое внимание спикер уделила поиску вакансий. Анна подчеркнула, что лучше всего искать работу прямо на сайтах компаний. Даже если подходящей вакансии нет, можно отправить резюме с пометкой, что вы готовы рассмотреть стажировку. Не менее важный совет – подписаться на социальные сети и профессиональные сообщества, где часто публикуют свежие предложения.
Составление резюме – отдельная тема, которой Анна уделила немало времени. Резюме должно быть структурированным и адаптированным под конкретную вакансию. Даже если у кандидата ещё нет опыта работы, в него можно включить учебные проекты, курсовые и дипломные работы. Важно указать, какие технологии использовались, и не забыть добавить гибкие навыки. Например, особо ценятся умение работать в команде, тайм-менеджмент и самоорганизация.
Как человек, который в своё время отбирал персонал, скажу, что лучше откликаться на конкретную вакансию и в сопроводительном письме описать, какая практика у вас была в процессе обучения, какие направления развития вам интересны. Попытайтесь подчеркнуть, что вы использовали при выполнении работ. Например, писали курсовую по численным методам анализа и достигли определённых результатов. В структурированном виде напишите, какими технологиями и средами разработки пользовались, можно в скобках добавить оценочные суждения (продвинутый пользователь Visio и прочее). Многие компании уже давно практикуют найм студентов для прохождения практики и дальнейшего трудоустройства.
Перед собеседованием необходима тщательная подготовка. Нужно изучить ценности компании и её продукты. «Подстроиться» под вакансию можно разными способами. Например, посмотреть опубликованные статьи в открытых ресурсах компании и показать, что вы из них подчерпнули. На самом собеседовании не стоит бояться задавать вопросы о перспективах роста, условиях работы и технических деталях.
Не бойтесь отказов. Это не значит, что вы плохой специалист. Просто вы не подошли конкретной команде, ведь она должна работать, как механизм шестерёнки. Вы можете поинтересоваться, по каким параметрам не подошли, над чем можно поработать. Тогда компания либо даст вам какие-то точки роста, либо вы сами поймёте, что они вам не подходят. Нужно отдать должное, что чем спокойнее вы к этому будете относиться, тем меньше энергии вы потратите и тем скорее найдёте подходящий вариант.
В конце выступления Анна подчеркнула, как важно интересоваться подобными вопросами ещё во время обучения в вузе. Ведь рациональный подход – ещё один шаг на пути к карьерным высотам.