
В Кузбасском политехе завершилась серия открытых лекций в рамках празднования Дня науки. На прошлой неделе студенты горного института встретились с сотрудниками Института угля СО РАН.
Лекцию на тему «Открыто-подземная добыча угля в Кузбассе» провел Валерий Федорин, выпускник Кузбасского политеха 1969 года, доктор технических наук, заведующий лабораторией эффективных технологий разработки угольных месторождений Института угля СО РАН. Лаборатория работает над созданием научных основ безопасных и экологически сбалансированных технологий и способов освоения угольных месторождений.
Спикер рассказал студентам о приоритетных направлениях объединения открытых и подземных геотехнологий в единую систему ведения горных работ в Кузбассе. Практическое применение комбинированного способа разработки в Кузбассе началось в 2003 году. В 2022 году добыча угля комбинированным способом составила 60 128 тыс. т, или 27% от общей добычи 223 638 тыс. т в Кузбассе. Установлена высокая эффективность комбинированного способа разработки угольных пластов с прибылью выше среднего по Кузбассу в 1,5 раза.
Мы ориентируемся на комбинированный способ добычи, где и открытый, и подземный способы одновременно работают. Основной стимул наших разработок по совершенствованию геотехнологических способов добычи полезных ископаемых – это внедрение инновационных технологий добычи, - поделился Валерий Федорин.
На основе своих исследований Институт угля СО РАН разработал и защитил патентами РФ научную концепцию открыто-подземного способа освоения угольный месторождений по глубине тремя ярусами. Первый ярус осваивается открытыми работами. Второй – предполагает систему открыто-подземной разработки, в том числе с использованием «Highwall» – технологии безлюдной угледобычи с применением комплексов КГРП. На третьем ярусе ведутся подземные работы по модульной геотехнологической структуре шахтоучастков.
Также КузГТУ посетил Сергей Шаклеин, доктор технических наук, выпускник КузПИ 1973 года и коллега Валерия Федорина. Сергей Васильевич рассказал студентам о своем пути к науке и многолетнем опыте, а также поделился полезными советами и профессиональными хитростями.
Сергей Шаклеин имеет опыт работы в разных направлениях. Он начал свою карьеру как участковый маркшейдер на Краснобродском угольном разрезе, затем занимался вопросами финансирования и создания новых рабочих мест в компании «Инвест-уголь». Был главным геологом «Кузбассугля», работал в угольной компании «Соколовская», занимал должность советника председателя совета директоров по недропользованию в «Ерунаковской угольной компании» и заместителя начальника горного департамента в организации «Сибирский цемент», работал в управлении недропользования угольной компании «Роса Кузбасс».
Сегодня Сергей Васильевич – ведущий научный сотрудник Института угля СО РАН. Исходя из своего опыта, он порекомендовал студентам не бояться обращаться за помощью к профессионалам и делать это регулярно:
Можно обращаться к специалистам совершенно спокойно. Пока вы молодые с вами будет разговаривать любой маститый человек! И поделится с вами опытом, который вам очень нужен. Я знаю по себе, к тому же, когда я был юным, у меня было также.
Также лектор посоветовал студентам научиться измерять что-либо, не используя инструменты. Сергей Васильевич предложил определить диаметр обыкновенной советской копейки и продемонстрировал, как сделать это без измерительных приборов – например, использовать кольцо. Оказывается дело вовсе не в идеальном глазомере!
Маркшейдера – специалисты по измерениям. Вы и есть инструмент, с помощью которого можно измерять. К примеру, я знаю, что мои спокойные 13 шагов – это 10 метров. Этому я научился еще студентом, когда делал профилировку рельсовых путей на шахте. Тренируйте себя! Это не сложно и может повысить ваш авторитет, - рассказал Сергей Шаклеин.
Помимо советов горнякам Сергей Васильевич обозначил правила, которые пригодятся студентам всех направлений:
Также на протяжении лекции Сергей Шаклеин делился историями, которые происходили с ним на профессиональном пути и своими наблюдениями.