Кузбасс выступил федеральной экспертной площадкой по обсуждению проблем и перспектив применения беспилотных технологий

14 апреля 2022

Уже в четвертый раз Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева стал федеральной коммуникационной площадкой по обсуждению современного состояния, актуальных вопросов и перспектив применения беспилотных технологий. На базе университета в Шерегеше с 6 по 8 апреля прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы применения беспилотных технологий в промышленном комплексе». Участие в мероприятии приняли более 60 отечественных экспертов – представителей научного сообщества, промышленного комплекса, надзорных органов, власти региона, а также компаний-разработчиков и производителей беспилотной техники.

Сегодня применение беспилотных технологий стало беспрецедентным, они проникли во все сферы нашей жизни. Они являются одним из наиболее динамично развивающихся сегментов технологического рынка, входят в матрицу Национальной технологической инициативы. И вопросы внедрения эффективных беспилотных технологий в индустрию, безусловно, являются приоритетными, - отмечет Роман Беляевский, заместитель директора по научной работе института энергетики, доцент кафедры электроснабжения горных и промышленных предприятий, член организационного комитета.

Производственные системы в различных отраслях экономики в современном мире становятся все более сложными технологически и экономически, испытывают на себе множество природных и техногенных воздействий и при этом приобретают огромное значения для жизни общества. От того, насколько стабильно и надежно функционируют данные системы, как быстро они справляются с аварийными и другими переходными режимами, зависит уже не только жизнь и благополучие отдельных потребителей, но и экономика государства. Справляться с этими вызовами помогают инновационные продукты и разработки. В их ряду особое место занимают беспилотные технологии. Именно поэтому ежегодно спектр докладов конференции расширяется. В этом году эксперты обсуждали использование беспилотных воздушных судов (БВС) в горном деле, топливно-энергетическом комплексе, проведение с их помощью комплексного мониторинга полигонов отходов, беспилотную аэродоставку грузов, применение БВС для обследования интенсивности движения транспортных потоков, подготовку кадров для эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС), а также актуальные вопросы, связанные с нормативно-правовым регулированием и импортозамещением.

Кузбасс не случайно стал площадкой проведения конференции. В настоящее время в регионе осуществляют свою деятельность 39 шахт, 57 разрезов и 56 обогатительных фабрик. Эти предприятия являются опасными производственными объектами, многие из которых обладают большой территорией и протяженностью. Кузбасс является центром угледобычи, поэтому беспилотные летательные аппараты сегодня актуальны и востребованы в горнодобывающей отрасли, - рассказывает заместитель министра угольной промышленности Кузбасса, участник мероприятия Андрей Брижак. - Это обусловлено возросшим спросом на качественные данные, получаемые, в том числе в режиме реального времени для повышения эффективности производительности добычи и, самое главное, для обеспечения безопасности работников предприятий. Уже сегодня угольщики работают над созданием воздушного флота беспилотников, одними из первых начали внедрять воздушные суда для контроля состояния бортов и уступов разрезов такие компании как «Кузбассразрезуголь», «СУЭК-Кузбасс» и многие другие. БВС здесь решают самые различные задачи. Это получение точных, актуальных геометрических данных о поверхности разреза, построение цифровой модели поверхности, контроль за полнотой выемки, определение объемов добычи, учет объемов вскрышных работ, определение потерь, составление планов развития горных работ, мониторинг устойчивого, безопасного состояния бортов и отвалов.

По словам еще одного участника конференции, начальника отдела инженерных изысканий Сибирского института горного дела Евгения Марченко, специализированый отдел на базе института, в функционал которого входит использование беспилотных летательных аппаратов для решения производственных задач на угольных предприятиях холдинга «СДС-Уголь» был создан еще в 2018 году.

В настоящее время, в распоряжении отдела находятся беспилотные воздушные суда самолетного и вертолетного типа отечественного производства «Supercam». В качестве основных были выбраны два направления. Это горное направление, включающее в себя маркшейдерско-геодезическое обслуживание, мониторинг опасных зон, создание цифровых моделей рельефа, а также строительное направление, сфера инженерно-геодезических изысканий, - отметил Евгений Геннадьевич.

По мнению доцента Сибирского государственного университета геосистем и технологий Виктора Писарева, беспилотные технологии в скором будущем вообще могут совершить революцию в горном деле.

Использование сравнительно недорогих беспилотных воздушных судов на открытых горных выработках способно в ближайшее время практически полностью вытеснить традиционные полевые маркшейдерско-геодезические работы, которые выполнялись электронными тахеометрами и нивелирами, - отметил эксперт.

О совершенно новом для нашей страны направлении использования БВС – беспилотной аэродоставке грузов – рассказал руководитель проектов авиационной инфраструктуры АО «Почта России» Денис Барышников.

В рамках реализации пилотного проекта в качестве первых были выбраны труднодоступные маршруты, с наибольшей стоимостью существующей доставки. Сегодня маршрутная сеть БАС составляет 12 населённых пунктов, однако уже к 2024 году число маршрутов возрастет до 48. Грузы будут доставляться в четыре субъекта Российской Федерации: Камчатский край, Чукотский, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, - пояснил эксперт.

По его словам, в рамках первого этапа был создан оператор беспилотных авиационных систем, для организации полетов установлен экспериментально-правовой режим, а объем перевозок составил 76 тонн. Среди технологических вопросов, которые необходимо будет решить для развития данного направления - устойчивая киберзащищенная линия С2 для непрерывного управления и контроля за БВС внешним экипажем на протяжении всего маршрута, безопасные совместные полеты БВС и пилотируемых ВС в различных классах воздушного пространства, проведение взлетно-посадочных операций БВС в автоматическом режиме, в том числе на необорудованные площадки и ряд других.

Традиционно, на конференции говорили и о вопросах подготовки кадров. В своем докладе доцент Московского государственного университета геодезии и картографии Владимир Курков рассказал о подготовке и переподготовке кадров по направлению «Беспилотная аэрофотосъемка, воздушное лазерное сканирование и фотограмметрия». Среди основных дисциплин подготовки бакалавров – геодезия, картография, техника и технология аэрокосмических съемок, космическая геодезия и основы спутниковых технологий позиционирования, фотограмметрия, ГИС-технологии. Среди специальных дисциплин - геодезическое обеспечение аэрокосмических съемок и особенности обработки беспилотной аэрофотосъемки.

Одним из ключевых аспектов подготовки является восьминедельная учебно-производственная практика, в рамках которой студенты проводят обследование и восстановление геодезического обоснования, аэрофотосъемку, фотограмметрическую обработка, полевое обследование фототопографической съемки и геодезическую досъемки, - пояснил участник мероприятия.

Активное участие в конференции приняли компании-разработчики и производители беспилотной техники. ГК «Геоскан» из Санкт-Петербурга рассказали о многообразии применения своих технологий – от обследования транспортной инфраструктуры, сельскохозяйственных земель и лесов до мониторинга ЛЭП и проведения шоу дронов. Гости из Ижевска (ООО «Финко») презентовали беспилотные комплексы «Supercam», а также рассказали о проводимых НИОКР, целью которых является создание беспилотного авиационного комплекса, способного в автоматическом режиме производить поиск и классификацию наземных объектов с помощью бортовой системы технического зрения на основе нейросетевых алгоритмов, использующей данные бортовой видеокамеры видимого или ИК-спектра. Специалисты компании «Рок механикс энд симулейшион» из Екатеринбурга представили мобильные и воздушные сканирующие системы ведущего мирового разработчика и производителя GreenValley International. Многие из представленных технологий участники конференции смогли увидеть воочию здесь же на выставке, а также в рамках проведения лётно-практической части во второй день мероприятия.

По итогам работы IV Всероссийской летно-практической конференции «Проблемы и перспективы применения беспилотных технологий в промышленном комплексе», эксперты приняли резолюцию, в которой отражены конкретные рекомендации и предложения. 

Оргкомитет благодарит всех экспертов за активное участие в конференции: Министерство угольной промышленности Кузбасса, Сибирское управления Ростехнадзора, ГК «Геоскан», ООО «Финко», АО «Стройсервис», ООО «РМС», АО «Почта России», Московский государственный университет геодезии и картографии, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Кемеровский государственный университет, ООО «Сибирский институт горного дела», Сибирский государственный университет геосистем и технологий, Сибирский научно-исследовательский институт горного и маркшейдерского дела, ООО «Азот Майнинг Сервис», ООО «Центр Беспилотных Технологий», ООО «Разрез Аршановский».

До встречи, в следующем году, на Пятой юбилейной конференции!

Похожие новости: