В рамках занятий областной Летней инженерной школы десятиклассники Кемерова приняли участие в научных исследованиях на кафедре теплоэнергетики КузГТУ. Под руководством доцента кафедры, канд. техн. наук Виктора Сливного они проводили испытания и запускали двигатель Стирлинга.
Исследования двигателя Стирлинга идут на кафедре теплоэнергетики несколько лет. Для изучения его возможностей создана учебная установка. Ребята узнали, что двигатель может работать на различных источниках энергии, в том числе возобновляемой (ВИЭ). Он представляет собой одну из вариаций двигателя внешнего сгорания и в силу этой особенности может быть легко переведен на работу от ВИЭ без вреда для экологии. Работает эта машина за счет теплового расширения газа, за которым следует сжатие газа после его охлаждения.
– На занятии мы старались повысить эффективность двигателя. Для этого улучшали теплоизоляцию его холодного цилиндра с помощью стекловолокна и пенопласта. Затем запускали установку и измеряли температуру нагрева, – рассказал ученик 10 класса школы № 14 Никита Ющенко, который собирается поступать в КузГТУ – учиться на теплоэнергетика. – Это очень интересно, такого в школе нет. Нам удалось на 10% увеличить КПД двигателя Стирлинга. Очень понравилось, что мы увидели реальный результат своих действий, и нам есть, чем гордиться!
– Мне всегда нравилось изучать устройство различных приборов, техники, собирать и разбирать их. Побывав на уроках в летней школе, я понял, что хочу стать конструктором. Здесь нам очень доступно все объясняют и помогают разобраться, отвечают на все вопросы, дают возможность своими руками сделать эксперименты, как настоящим ученым, – поделился десятиклассник школы №50 Александр Бибиков.
В целом во время занятий на кафедре теплоэнергетики ребята провели четыре опыта. Работали все вместе, в команде. Параллельно с ними учились и восьмиклассники. Под руководством доцента этой же кафедры, канд. техн. наук Игоря Дворовенко они изучали закон Паскаля и выполняли лабораторную работу «Пневматический измеритель количества жидкости». Для многих учащихся летней инженерной школы полученные знания и умения очень важны. Это еще один шаг на пути к будущей профессии, карьере, научным достижениям. Ценность этого старшеклассники уже понимают. В конце курса на суд ученых ребята представят презентации своих проектов, выполненных на основе проведенной работы.