На кафедре теплоэнергетики технического университета завершилась летняя практика для учащихся 8-х и 10-х классов лицея №62 (г. Кемерово). Две недели юные практиканты под руководством ученых института энергетики погружались в физику, проводили эксперименты и лабораторные работы. По словам преподавателей, старшеклассники очень увлеченные, многие горят желанием стать инженерами. Поэтому кафедра теплоэнергетики для них – кладезь знаний физики и не той, что в учебниках, а практической.
К примеру, восьмиклассники Матвей Корбанов, Вячеслав Кривощеков и Даниил Сукач под руководством магистранта Кирилла Кирилова исследовали теплоемкость влажного воздуха. Целью их работы было уяснение физического смысла теплоемкости и освоение методики экспериментального исследования по определению удельной теплоемкости атмосферного воздуха. – В школе внутренние процессы в средах и их состояние практически не изучаются, здесь мы на простой установке цифровизируем и рассчитываем некоторые показатели. Школа дает фундаментальные знания, а здесь мы помогаем старшеклассникам овладевать более сложными теоретическими знаниями и практическими навыками, – рассказал руководитель ребят.
Юные исследователи регулировали напряжение на нагревателе и записывали показания приборов. Когда через термопары сигнал преобразовывался в двухканальном измерителе-регуляторе, снимали данные температуры. А на ваттметре смотрели уровень напряжения.
Их старшие коллеги по практике, десятиклассники Матвей Свинцов, Родион Глебов и Станислав Кривов, изучали эффективность работы трубки Ранка-Хильша. Погружение в практическую часть науки у ребят началось сразу же на первом занятии. Они погрузились в физику вихревых процессов.
– Трубка Ранка-Хильша показывает эффект температурного разделения газа при закручивании в цилиндрической или конической камере при условии, что поток газа в трубке проходит не только прямо, но и обратно, – разъяснил руководитель ребят, ассистент Константин Ушаков.
Школьники учились снимать показания, наблюдали изменения в процессе работы трубки и фиксировали их, чтобы впоследствии подготовить отчет по практике. Правильно оформить данные и составить итоговый документ – тоже увлекательная часть научной работы.
Также во время занятий на кафедре теплоэнергетики ученые знакомили школьников с ретификацией, теплопроводностью цилиндрической стенки и птичкой Хоттабыча. Завершилась практика выступлениями с отчетами по проделанной работе.
– Здесь мы получили, что хотели, опыт и более глубокие знания, чем в школе. Мне лично они нужны для подготовки к профессии. Я читал, что эти вихревые потоки пока только начали изучаться. Если мы поймем, как с ними работать, то сможем приблизиться к созданию нового холодильного оборудования – безопасного и универсального, – поделился будущий инженер Станислав.