Заместитель председателя Правительства Кузбасса (по экономическому развитию и цифровизации) Сергей Ващенко, представители банков и ГУ МВД России по Кузбассу обсудили вопросы, как противостоять мошенникам, которые крадут деньги у граждан, используя IT-технологии и элементы психологических методик.
С докладом выступила заведующая кафедрой финансов и кредита Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева, д-р. экон. наук, доцент Эльмира Лубкова. Она рассказала об особенностях мошенничества в банковском секторе в современных реалиях и отметила, что внедрение искусственного интеллекта в банковскую сферу имеет как плюсы, так и минусы.
При использовании ИИ, больших данных при расчетах и платежах, а также при совершенствовании операционной деятельности, внешние и внутренние угрозы оказывают существенное влияние на дальнейшее его внедрение. Основополагающим является методологический риск. Нет точного ответа, как лучше всего выбирать данные, их обработать и агрегировать, а также как интегрировать результаты анализа больших данных с информацией, получаемой из традиционных источников. Интеграция ИИ может повлечь за собой потребность в налаживании соответствующей сетевой инфраструктуры. На это требуются большие затраты, - рассказала Эльмира Миннулловна.
Также рисками развития и проникновения искусственного интеллекта в банковский сектор являются одновременная низкая цифровая и финансовая грамотность, что в совокупности приводит не только к материальным потерям конкретных пользователей финансовых услуг, но и к обострению психологической обстановки в обществе, снижающей доверие населения к таким инструментам.
Несмотря на наличие рисков и угроз, внедрение ИИ дает возможность улучшить качество финансовых технологий и повысить безопасность их проведения, а также доступность и качество финансовых услуг. Мы предлагаем три направления мер по эффективному внедрению ИИ при совершении расчетов и платежей с учетом обозначенных преимуществ и возможных рисков, - отметила Эльмира Лубкова.
Так, на первоначальном этапе необходимо внедрить автоматизированное исследование и анализ поведенческих установок в процессе транзакций и переводов по платежной банковской карте. Далее, чтобы снизить количество ошибок в системе, жалоб и мошеннических действий, нужно на законодательном уровне закрепить, чтобы каждый банк запрашивал подтверждение операции, например, проверочный код. Кроме того, на законодательном уровне нужно сократить срок рассмотрения и урегулирования ситуаций несанкционированного списания денежных средств со счета клиента с 30 до 3-х рабочих дней. Это позволит «по горячим следам» выявлять случаи финансового мошенничества и привлекать их инициаторов к ответственности.
По итогам встречи эксперты пришли к тому, что в одним из самых эффективных инструментов в борьбе с мошенниками по-прежнему остается профилактика. Представители правоохранительных органов призвали сотрудников кредитных учреждений сохранять бдительность и дали им ряд практических советов, какими должны быть действия сотрудников банков при работе с клиентами, а также как выявлять клиентов, находящихся под психологическим давлением.
Также работа по повышению финансовой культуры кузбассовцев продолжится в Региональном центре финансовой грамотности. Ежегодно здесь проходит около 1,5 тысяч образовательных, информационных, консультационных мероприятий.
Найти всю необходимую информацию можно и на цифровом ресурсе – региональной Платформе финансовой грамотности Кузбасса. Здесь можно проверить уровень своих знаний, пройти обучающие курсы, найти полезные советы, видеоматериалы и календарь мероприятий.