Компьютерные игры, математика и наука: первокурсники КузГТУ представляют

3 июня 2025

На прошлой неделе в КузГТУ прошла ежегодная научно-практическая конференция первокурсников института профессионального образования. Студенты представили на защиту более 60 индивидуальных проектов.

Студентка направления «Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)» Дарья Акулич заняла первое место в секции «Информатика». Она создала компьютерную игру «Клеточная империя» с нуля.

Девушка самостоятельно разработала дизайн игрового мира, графику, звуковой дизайн, запрограммировала игровую логику, провела тестирование и оптимизацию. В основу взят концепт RPG-игры (от англ. role-playing game) – жанр компьютерных игр, в котором игрок управляет одним или несколькими персонажами, каждый из которых описан набором численных характеристик, списком способностей и умений. Персонажами игрового мира, который придумала Дарья, стали абстрактные клетки человеческого организма. В качестве игрового движка студентка выбрала RPGmaker MV, он достаточно прост в освоении и почти не требует навыков программирования.

Это мой первый опыт участия в подобных мероприятиях, да и в таких проектах в целом. Хотелось взять что-то более интересное для меня самой, поэтому и выбрала создание видеоигры, – поделилась Дарья.

Иван Егоров, студент направления «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств», занял второе место в этой секции. Он представил проект «Кубик Рубика: математическая головоломка и культурный феномен».

На самом деле, когда я первый раз взял в руки Кубик Рубика, я вообще не понимал, как он устроен. Мне казалось, что это просто набор цветных квадратиков, которые как-то случайно крутятся. Но потом, когда я начал изучать его структуру, я понял, что это очень сложная и интересная система. Я представил, как эти кубики двигаются, как они взаимодействуют друг с другом, и как можно их вернуть в исходное положение. Это было похоже на решение какой-то сложной инженерной задачи. Я думаю, что Кубик Рубика – это отличный инструмент для обучения геометрии и пространственному мышлению, – отметил Иван Егоров.

Студент изучил математические аспекты Кубика Рубика. Каждое вращение грани – это операция. Все возможные комбинации кубиков – элементы группы. Теория групп объясняет, как определенные вращения влияют на результат. Например, какие комбинации нужно выполнить, чтобы поменять местами два кубика, или чтобы гарантированно вернуть кубик в исходное состояние.

Дарья Шинкарева, студентка направления «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств», разработала электронное пособие «Приемы быстрого счета» и заняла третье место в секции «Математика».

Я рассказала многие приёмы для быстрого устного счёта, а также предложила задания по данной теме для проверки знаний и тренировки скорости своего счёта, – рассказала Дарья.

Пособие содержит понятную и полезную информацию, которая поможет студентам легко повысить скорость своего умения считать. После изучения пособия и решения заданий, каждый может сделать зарядку для своего ума и тем самым поспособствовать росту уровня интеллекта и развитию мозга.

Студентка направления «Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)» Варвара Кузнецова заняла третье место с проектом «Математика в музыке». Она исследовала различные аспекты взаимосвязи этих двух направлений и установила, что между ними много общего:

С первых уроков в музыкальной школе я сделала вывод, что в музыке преобладают различные числа. Тогда я не обратила на это особого внимания. Но, столкнувшись с темой сходства математики с музыкой, я задумалась: математика – это, прежде всего числа и счёт, и в музыке я с этим сталкивалась постоянно.

В музыке используются математические законы, которые открыли еще древние греки. Закон пропорций определяет отношение между частотами звуков в гармоническом ряду, который является основой для создания аккордов и мелодий в музыке. Например, ноты «до» и «соль» имеют соотношение 2:3 в частотах звуков. То есть частота звука «ре» («до») будет в два раза меньше, чем частота звука «соль». Именно благодаря закону пропорций музыканты могут создавать гармонически приятное звучание.

Закон Фибоначчи определяет последовательность чисел, где каждое число является суммой двух предыдущих (0, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т.д.). Такую очередность используют для создания музыкальных мотивов, гармоний и мелодий. Например, «Симфония №5» Людвига ван Бетховена начинается с  мотива из четырех нот, которые повторяются несколько раз в течение произведения. Эти ноты имеют длины, соответствующие последовательности чисел Фибоначчи: первая имеет длительность в одну единицу времени, следующая – две единицы, затем три, пять и так далее.

Алиса Свечканева, студентка направления «Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)», заняла второе место в секции «Гуманитарные и общественные дисциплины». Она рассказала о видах распространенных наследственных заболеваний и создала памятку, в которой дала общую характеристику лечению и диагностике болезней.

Студентка направления «Туризм и гостеприимство» Алена Сидоренко заняла третье место в номинации «Экономика». Первокурсница предложила мероприятия для решения проблемы продовольственной безопасности и стимулирования экономического роста: использование научных методов планирования и организации производства сельскохозяйственной продукции; мониторинг рисков снижения продовольственной безопасности; модернизация сельскохозяйственных производств.

Есть три ключевых аспекта продовольственной безопасности: обеспечение физической доступности, экономическая доступность продовольственной продукции, её качество. Важность решения проблемы продовольственной безопасности государства для стимулирования экономического роста связана с тем, что её наличие влечет за собой целый ряд проблем в других сферах национальной экономики в геометрической прогрессии. Низкий уровень продовольственной безопасности снижает независимость государства от внешних рыночных угроз, возможность поддержки достойного уровня жизни населения.

Результаты конференции

Похожие новости: