
Восемь студентов направления «Автомобильные дороги» успешно защитили выпускные квалификационные работы. В их проектах – практические решения, которые помогут улучшить проектирование, строительство и содержание автомобильных дорог.
За четыре года обучения будущие инженеры освоили навыки автоматизированного проектирования, научились работать с BIM-технологиями, проводить геодезические изыскания, организовывать строительное производство. Многие из этих компетенций нашли отражение в их выпускных работах.
Например, студентка Алина Исаева предложила более точные и удобные методы определения объёмной плотности минеральных заполнителей, а именно песка и щебня – ключевых компонентов в составе асфальтобетона.
От показателя объёмной плотности зависит прочность, надёжность и экономическая эффективность будущего дорожного покрытия. Поэтому особенно важно, чтобы методики измерения были не только достоверными, но и адаптированными к условиям лабораторий.
Мы старались адаптировать методы под реальные условия лабораторий. Например, при большой массе пробы сложно качественно перемешать материал вручную – особенно это актуально для женщин-лаборантов. Другой метод позволяет сократить время испытаний с 24 часов до одного и при этом сохранить точность. Это важно не только в теории, но и на практике, – пояснила Алина.
На защите студентка представила два усовершенствованных метода. Первый – с уменьшенной массой пробы – предназначен для щебня. Согласно стандарту требуется навеска массой не менее десяти килограммов, но такой объём трудно подготовить вручную. Как рассчитала Алина, объёмная плотность при использовании меньших навесок оказалась на 5,1% выше по сравнению со значениями, полученными стандартным методом по ГОСТу.
Второй метод предназначен для песка и включает предварительное насыщение водой с вибрацией, а затем сушку до поверхностно-сухого состояния. Такой подход позволил приблизиться к реальным значениям истинной плотности и снизить влияние погрешностей, характерных для стандартного метода по ГОСТ.
В своей работе студент Данил Челядинов дал ответ на вопрос: каким должен быть состав асфальта, чтобы покрытие служило дольше и не образовывало колеи? Молодой учёный выяснил, как соотношение пыли и вяжущего влияет на уплотняемость и эксплуатационные свойства асфальтобетонной смеси.
Данил провёл лабораторные опыты с двумя типами асфальтобетонных смесей – А16Вт и А22Нт, варьируя в каждом из них содержание минеральной пыли и битума. Цель – понять, как изменяются плотность и устойчивость к деформациям.
Полученные выводы помогут инженерам более точно подходить к прогнозированию составов асфальтобетонных смесей, снизить затраты на их проектирование и создание, а также повысить устойчивость покрытий к нагрузкам, – объяснил Данил.
Оказалось, что, если в смеси слишком много пыли по сравнению с вяжущим, покрытие становится жёстким, плохо укладывается и с большей вероятностью трескается. При недостатке пыли ухудшается морозо- и водостойкость, а битум начинает «плыть», что тоже плохо для дороги. Оптимальный баланс компонентов позволит добиться стабильной уплотняемости.
В ходе работы Данил сравнил два варианта состава для каждой смеси: один – с завышенным содержанием пыли, другой – с рекомендованным, сбалансированным соотношением пыль/вяжущее. Такой вариант называют оптимальным, потому что он учитывает стандарты и даёт наилучшие свойства при эксплуатации.
Именно эти «оптимальные составы» показали лучшие результаты в лабораторных испытаниях: у них была меньшая глубина колеи, выше устойчивость к деформациям и соответствие нормативам по ГОСТ. Таким образом, студент подтвердил, что соблюдение правильного баланса компонентов – залог надёжного и долговечного дорожного покрытия.
По окончании вуза выпускники смогут работать в организациях, занимающихся проектированием, строительством, ремонтом и эксплуатацией дорог, включая геодезические службы и производственно-технические отделы. Доступна и карьера в сфере госслужбы – например, в ведомствах, курирующих транспорт.
В этом году при поступлении на направление «Автомобильные дороги» выделено:
Ознакомиться с подробной информацией по поступлению в вуз можно в разделе «Поступающему» на официальном сайте КузГТУ.