В Кузбасском политехе стартовала IX Международная научно-практическая конференция «Инновации в информационных технологиях, машиностроении и автотранспорте». Мероприятие открыло пленарное заседание, на котором присутствовали представители вузов, научных организаций и промышленных партнеров.
Конференция традиционно посвящена обсуждению актуальных проблем цифровизации, развития машиностроения и современных технологий в сфере автотранспорта. В этом году к мероприятию присоединились представители более чем 20 вузов, в том числе из Белоруси и Китая. Всего в работу конференции поступило 120 статей от ученых, аспирантов, магистрантов, студентов и школьников.
Проректор по учебной работе КузГТУ Владимир Меркурьев поприветствовал участников конференции. Он отметил важность взаимодействия производства с образовательными и научными организациями:
Сегодняшняя конференция – междисциплинарная. На ней представлены и машиностроение, и автотранспорт, и информационные технологии. Это сферы относительно самостоятельные, но, когда мы объединяем усилия, получается серьезный результат. Хотелось бы пожелать встречаться не только раз в год на конференциях, но и постоянно плодотворно совместно работать.
Директор института информационных технологий, машиностроения и автотранспорта Дмитрий Дубинкин подчеркнул значимость обмена опытом и расширения профессиональных связей:
Мы собрались, чтобы обсудить важные вопросы развития современных технологий, поделиться опытом и наработками в области цифровизации, автоматизации и инновационных решений. Особую значимость нашей встрече придает участие в ней представителей ведущих технических вузов России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Уверен, что это позволит обменяться опытом, установить новые контакты и найти решения, отвечающие производственным задачам, а также сформировать новые направления сотрудничества между образовательными организациями и производствами. Пусть результаты нашей совместной деятельности способствуют развитию науки и техники!
Благодаря сотрудничеству, которое при поддержке Дмитрия Михайловича продолжается уже шесть лет, КузГТУ активно взаимодействует с ПАО «КАМАЗ» в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новой линейки карьерных самосвалов семейства «Юпитер».
Первым на пленарном заседании выступил начальник отдела инновационных автомобилей ПАО «КАМАЗ» Михаил Моисеев. Он представил результаты разработки шарнирно-сочлененных самосвалов «Геркулес».
На сегодняшний день разработана модель Геркулес-45, универсальная по грузоподъемности. Автомобиль предназначен для перевозки насыпных грузов по пересеченной местности и грунтовым дорогам.
КАМАЗ-Геркулес имеет шарнирно-сочлененную раму, что уменьшает вероятность вывешивания колес при движении и снижает нагрузку на несущую систему, – пояснил спикер. – Такие транспортные средства превосходят стандартные модели по целому ряду параметров и способны конкурировать с зарубежными аналогами.
Современная кабина самосвалов оснащена мультимедийной системой, системами диагностики, цифровыми комбинациями приборов, а также холодильником и микроволновой печью – все для комфорта и безопасности водителя!
Михаил Моисеев отметил, что в дальнейшем планируется разработка и выход на серийное производство модели Геркулес-35, которая преимущественно будет использоваться при строительстве дорог.
Анна Тайлакова, заместитель директора по научной работе института информационных технологий, машиностроения и автотранспорта, рассказала о проектах в области информационных технологий и искусственного интеллекта, реализуемых членами студенческого научного общества «Area 3.14», которое создано на базе кафедры прикладных информационных технологий .
Так, например, сейчас студенты занимаются гибридным анализом тональности и тематической классификации обращений граждан в социальных сетях. Проект реализуется совместно с Министерством цифрового развития и связи Кузбасса. Система позволяет анализировать обращения жителей в пабликах Администрации области и ресурсах разных городов региона.
Также студенты совместно с НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний разрабатывают систему, позволяющую выполнять трехмерное моделирование сердца на основе компьютерной томографии. Предполагается, что с помощью распечатанной модели хирурги смогут рассмотреть анатомические особенности органа конкретного пациента до операции.
Еще один интересный проект – система автоматизированного наблюдения для городской среды.
Подобные системы сейчас повсеместно внедряются, но есть аспекты, которые они не учитывают, например, нарушение ПДД с участием электросамокатов, нарушение правил парковки во дворах, неудовлетворительную работу городских служб по уборке снега и вывозу мусора. Всё это можно будет отслеживать с помощью нашей системы, - отметила Анна Тайлакова.
Один из первых проектов СНО – программный комплекс для распознавания лиц. Студенты создали модуль, который улучшает визуальное качество лицевых областей на видео. Его можно применять в различных организациях, в том числе на производстве. Проект отмечен специальным призом на Всероссийском конкурсе Министерства науки и высшего образования РФ «Стартап как диплом».
Участники СНО разработали и программное обеспечение для проведения интерактивных выставок. Приложение использовалось в музее имени П. М. Новожилова КузГТУ, Кузбасском центре искусств и на научно-популярном фестивале «Динотерра». Так, посетители могли стать, например, героями известных картин. Для этого они делали свои фото и генерировали изображения со своими лицами по теме мероприятия.
Об опыте реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в научном центр «Цифровые технологии» при Кузбасском государственном техническом университете (КузГТУ) для индустриальных партнёров рассказал директор центра Владимир Садовец:
Партнёрство с ПАО «КАМАЗ» стало для нас серьёзной точкой роста. Это проект, который показал, что университетский кластер способен решать задачи федерального уровня. Мы участвуем в создании карьерных самосвалов линейки „Юпитер“ и разрабатываем элементы беспилотной системы управления карьерным транспортом. В наших лабораториях создаются модули технического зрения, навигации, связи, блоки принятия решений — то, что потом объединяется в единую цифровую диспетчеризацию, фактически «мозг карьера». И мы идём дальше: сейчас вместе с КАМАЗом при поддержке РНФ разрабатываем интеллектуально-аналитическую систему для бортовой панели, которая будет помогать водителю принимать решения в реальном времени.
Идёт работа и над интеллектуально-аналитической системой для бортовой панели самосвалов. Проект реализуется при поддержке РНФ: задача состоит в том, чтобы научить технику самостоятельно анализировать данные от датчиков и подсказывать водителю оптимальные решения прямо во время движения.
Не менее интересным стал и проект для компании «Транспорт-Электропривод». Инженерам Центра предстояло фактически заново «воссоздать» импортный редуктор Flender — сложный трёхступенчатый агрегат, где каждая деталь работает под высокой нагрузкой. Специалисты Центра выполнили полный цикл проектирования: от 3D-сканирования и исследования стали до расчётов, электронных моделей и полного комплекта КД. Партнёр уже изготовил опытную партию изделий, и этот проект сегодня приводят как пример успешной инженерной импортонезависимости.
С корпорацией «АСИ» НЦЦТ работал над цифровой реконструкцией элементов дробилки MMD 850. Команда провела исследования материалов, выполнила высокоточное сканирование узлов и создала детальные полигональные модели, на основе которых партнёр смог доработать конструкцию и подготовить выпуск совместимых комплектующих.
Впрочем, география партнёрств Центра намного шире. Среди тех, с кем НЦЦТ также успешно сотрудничает, — «Система Максимум», МГТУ имени Н.Э. Баумана, «Алтайвагон», «ОКС», холдинг «СДС-Уголь» и шахта «Листвяжная», «Горные машины», «Синтакс-В». Для всех них Центр выполняет работы по 3D-сканированию, инженерным расчётам, цифровому моделированию и разработке прототипов — в каждом случае предлагая индивидуальные решения и демонстрируя тот уровень технической культуры, ради которого промышленность и обращается в КузГТУ.
На пленарном заседании с докладами также выступили: ведущий конструктор НОЦ «КАМАЗ-БАУМАН» МГТУ им. Н.Э. Баумана Иван Попов, руководитель представительства Ассоциации «Горнопромышленники России» по Сибирскому федеральному округу и председатель ТК-269 «Горное дело» Росстандарста Юрий Малахов и главный научный сотрудник Белорусского национального технического университета Федор Пантелеенко.
Секционные заседания IX Международной научно-практической конференции «Инновации в информационных технологиях, машиностроении и автотранспорте» начнутся сегодня! В течение двух дней участники представят более 60 очных докладов и более 20 онлайн-выступлений на секциях конференции.
27 ноября:
28 ноября:
Также 28 ноября состоится семинар с коллегами из Чунцинского университета искусств и наук.