Сегодня отмечается Общероссийской день библиотек. Поздравления принимают сотрудники Научно-технической библиотеки Кузбасского государственного технического университета и ее читатели.
Пушкин, Толстой, Достоевский, Бунин, Булгаков – их книгами мы зачитываемся сегодня, авторов называем классиками русской литературы. Интересно, а какие книги предпочитали сами знаменитые писатели?
Александр Пушкин
Трудно назвать точную дату, когда у Пушкина появились первые собственные книги. Но это знаменательное событие, бесспорно, произошло в Лицее. Будучи лицеистом, он жадно глотал Жуковского, Батюшкова, Крылова и Гнедича. В круг чтения Пушкина-лицеиста входили как Вольтер, Вергилий, так и современные ему Богданович, Барков… Известно, что в этот период Пушкину-лицеисту дарят книги многие знакомые, друзья, родные… Так, в ноябре 1815 года Пушкин с гордостью записывает в дневник: «Жуковский дарит мне свои стихотворения».
Домашняя библиотека Александра Сергеевича насчитывала огромное количество книг самой разнообразной тематики. Издания, которые читал великий русский поэт, были не только на русском, но и на французском, английском и латинском языках. Например, он очень любил произведения Гомера, причем, в переводе на французский. С детства Пушкин зачитывался Плутархом, Дидро и Руссо.
Рыться в книгах, бродить по книжным лавкам было для него наслаждением. Пушкин был постоянным посетителем известных в то время книгопродавцев Смирдина, Сленина, Лисенкова, Диксона, Белизара, но, не довольствуясь этим, выписывал книги и из-за границы.
Пушкин, как немногие его современники, сумел овладеть культурным наследством. Круг умственных интересов Пушкина поражает своей энциклопедичностью. Состав его библиотеки (на русском, французском, английском и латинском языках) свидетельствует о широком разнообразии вопросов, его занимавших. Один из близких друзей поэта передает трогательный рассказ о его последних днях. На вопрос врача, не желает ли Пушкин видеть кого-нибудь из приятелей, поэт посмотрел на полки книг и сказал: «Прощайте, друзья!».
Читал Александр Сергеевич помногу, читал сразу несколько книг, различных по жанру и направлениям. Непременно брал с собой книги, отправляясь в путешествие. На юг он взял Шекспира, в Арзрум – «Божественную комедию» Данте, в Болдино – английских поэтов.
Книги Пушкин собирал жадно. Можно сказать, что они «прилипали» к рукам Пушкина Так, 35 томов Французской энциклопедии Пушкин выиграл в карты у Великопольского.
Михаил Лермонтов
Лермонтов с малых лет много читал. Подтверждением тому является его домашняя библиотека. К сожалению, полностью она не сохранилась. После смерти поэта его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева раздала большинство книг друзьям внука. Однако даже по остаткам некогда богатой библиотеки можно судить о разносторонних интересах Лермонтова.
Как и все в те времена, он читал французскую литературу, а также немецких и английских писателей в оригинале. Любил и Пушкина, и Жуковского, и Козлова, и Вальтера Скотта. В юности Лермонтов зачитывался Байроном. Огромное впечатление на него произвела баллада Кольриджа «Сказание о древнем мореходе». А «Откровение Иоанна Златоуста» сам поэт называл своей самой любимой книгой.
Федор Достоевский
Достоевский чтил европейских писателей. Он читал Данте, Гофмана, Диккенса и Шиллера. В течение всей жизни Достоевский не раз перечитывал «Дон Кихота» Сервантеса, «Ускока» Жорж Санд, «Кандида» Вольтера и «Историю Жиль Бласа из Сантильяны» Алена Рене Лессажа, «Отверженных» и «Последний день приговоренного к смерти» Виктора Гюго. В произведениях Достоевского позже появлялись аллюзии на некоторые сюжеты европейских авторов.
Молодой писатель особенно любил Оноре де Бальзака. Литературная карьера Достоевского началась с перевода его повести «Евгения Гранде». Любимым русским поэтом Федора Достоевского с детства был Александр Пушкин. Он знал наизусть множество его стихотворений. Одним из самых любимых произведений писателя была мистическая повесть «Пиковая дама». Брат писателя вспоминал, что тот собирался носить траур после дуэли Пушкина.
Так же сильно, как стихами Пушкина, молодой писатель увлекался и прозой Николая Гоголя. Ее влияние мы видим в повести «Бедные люди». Достоевскому нравился роман «Обломов» Ивана Гончарова, а «Войну и мир» Льва Толстого он часто рекомендовал друзьям.
Рассказы о жизни Христа сыграли особую роль в жизни Федора Достоевского. Евангелие ему подарили жены декабристов в Тобольске, когда писатель ехал в Омск – к месту своей каторги. Четыре года в Омском остроге Достоевский читал только Евангелие: в тюрьме были запрещены другие книги. Всю жизнь писатель хранил «каторжный» экземпляр Евангелия, а умирая, подарил его сыну Федору. Сегодня книга хранится в Музее-квартире Достоевского.
Лев Толстой
Книги, которые читал и любил Лев Николаевич Толстой, заметно повлияли и на его собственное творчество. Немаловажную роль в детском возрасте сыграли русские народные сказки и сказки из «Тысячи и одной ночи», «Черная курица» Погорельского, а также русские былины и Библия. В юности его любимым произведением был лермонтовский «Герой нашего времени».
Став старше, Лев Николаевич зачитывался «Дэвидом Копперфильдом» Диккенса, «Одиссеей» Гомера и «Отверженными» Гюго. На склоне лет он предпочитал «Прогресс и бедность» Г. Джорджа, «Исследование вопросов, относящихся к религии» Т. Паркера, «Сущность христианства» Л. Фейербаха.
В периоде 50-63 лет на полке писателя, конечно же, оказываются чеховские рассказы. Особо Толстой выделял неоднозначную «Душечку», рассказ, героиню которого считал женским идеалом.
Максим Горький
Воспитывали будущего писателя бабушка и дедушка. Василий Каширин научил Горького грамоте по церковным книгам, а Акулина Каширина читала ему сказки и стихи. Позднее писатель вспоминал: «Я был наполнен стихами бабушки, как улей медом».
Известно, что детство Алексея Пешкова (писательский псевдоним Максим Горький) было тяжелым. От бесчисленных ударов судьбы его спасла любовь к чтению и затем – стремление самому стать писателем, чтобы описывать увиденное. Юный Алексей Пешков обожал французские авантюрные романы. Среди его любимых авторов были Стендаль, Оноре де Бальзак и Гюстав Флобер. «Рокамболь учил меня быть стойким, не поддаваться силе обстоятельств, герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному, великому делу!» – писал Горький впоследствии. «Эти книги вымыли мне душу, очистив ее от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял ее необходимость», – писал Максим Горький в своем автобиографическом произведении «В людях».
В пору юности Алексей Максимович полюбил Диккенса, а также исторические романы Энсворта, Бульвер-Литтона, Дюма. «Эти книги рассказывали мне о людях сильной воли, резко очерченного характера», – писал он в дневнике. Интересовался писатель и философией – изучал труды Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше.