У студентов Кузбасского политеха есть свое видение улучшения работы карьерного транспорта

28 июля 2021

Студенты института информационных технологий, машиностроения и автотранспорта Кузбасского государственного технического университета совместно с учеными кафедры эксплуатации автомобилей разработали расчетную программу, призванную улучшить условия работы карьерных самосвалов, сократить риск неисправностей этих автомобилей, повысить ресурс крупногабаритных шин и несущих систем автосамосвалов, снизить число аварийных простоев.

– Вместе со студентами мы составляем расчетно-динамическую программу определения координат центра масс карьерных автосамосвалов. Подобные расчетные методики существуют для сельскохозяйственной и военной техники. А вот для машин горной промышленности их пока нет. С помощью нашей методики можно оперативно, в режиме реального времени, определить рабочий ресурс карьерных самосвалов. Иным словами, быстро рассчитать, выдержит ли нужную нагрузку самосвал: от шин до всей его конструкции, – рассказал руководитель работы, канд. техн. наук, доцент кафедры эксплуатации автомобилей Михаил Дадонов. – О важности таких расчетов говорит неутешительная статистика горнорудных предприятий страны. Сейчас не более 30 процентов всех крупногабаритных шин «выхаживают» до полной реализации своего рабочего ресурса, остальные 70 – выходят из строя намного раньше «срока годности». Расчеты показывают, что в некоторых условиях движения больше половины веса автосамосвала может приходиться всего на одно колесо.

Под руководством Михаила Дадонова четверокурсники КузГТУ Александр Беляев и Илья Другов проанализировали существующие методы определения центра масс автомобилей, определили их преимущества и недостатки применительно к карьерным автосамосвалам большой и особо большой грузоподъемности. 

Далее предстоит составить алгоритм, динамическую математическую модель расчетов для конкретных, наиболее ходовых марок самосвалов, таких как БелАЗ 75131 и БелАЗ 75306, апробировать ее в деле и представить на суд горным предприятиям. 

В заинтересованности горняков нет сомнений, с помощью этой программы можно будет моделировать различные режимы работы автосамосвалов и выбирать наиболее экономичные и производительные.
– Программа основывается на координатах центра масс, которые непосредственно влияют на расход топлива, нагрузки на колеса, раму, элементы подвески. В свою очередь, координаты не являются статичными, а постоянно меняются в зависимости от того, порожний или загруженный автомобиль, чем и насколько он гружен. Это влияет как на производственный процесс и условия эксплуатации машины с точки зрения ее надежности, так и на безопасность ее движения в сложных дорожных условиях. Мы постараемся учесть в нашей работе эти нюансы, – поделились авторы.

По мнению разработчиков, их программа оперативного расчета координат центра масс карьерного автосамосвала может войти в состав любого автоматизированного расчетного блока по контролю за технико-эксплуатационными показателями: износом крупногабаритных шин, техническим состоянием несущих конструкций, безопасными и экономичными скоростными режимами движения и т. п.

Похожие новости: