![](https://kuzstu.ru/uploads/media/2021/11/01/preview/press-item/55fcac519280098d577d_2000x.jpg)
Обучающиеся Института профессионального образования КузГТУ и воспитанники Центра детского научного и инженерно-технического творчества при КузГТУ «УникУм», созданного при всесторонней поддержке Фонда Андрея Мельниченко приняли участие в проектном космическом уроке «Орбитальный биологический автоматический модуль. (Теплица за бортом)».
Экспертами и гостями урока выступили:
Александр Лазуткин – летчик-космонавт РФ, Герой Российской Федерации;
Маргарита Левинских, ведущий научный сотрудник лаборатории биологических систем жизнеобеспечения в экстремальных условиях Института медико-биологических проблем РАН;
Александр Григорьев, и.о. зав.кафедрой электропривода и автоматизации КузГТУ;
Валентина Гребенникова, доцент кафедры ботаники и экологии КузГСА;
Варвара Овсянникова, научный сотрудник Института химии нефти СО РАН;
Василий Солдаткин, доцент кафедры радиоэлектронных технологий и экологического мониторинга ТУСУР;
Пётр Дубров, член экипажа РС МКС, космонавт-испытатель.
Темой для обсуждения стала амбициозная задача, поставленная экспертами Кузбасского государственного технического университета «Космическая оранжерея «Теплица за бортом».
Как вырастить растения в космосе? На что обращать внимание при эксперименте с растениями в необычных условиях? Каковы принципы космического эксперимента? Что из факторов космического полета может снизить эффективность эксперимента: повышенный уровень радиации, микрогравитация, токсичные агенты в воздухе, повышенная микробная обсемененность среды?
Обучающиеся Института профессионального образования КузГТУ Горбунов Илья, Брызгалов Денис, Хахалин Максим и воспитанники ЦДНИТТ при КузГТУ «УникУм» Кочедышкин Константин, Полицина Полина, Носков Александр, Каширских Максим, Горбачёв Иван вышли на связь с космонавтом-испытателем, бортинженером Международной космической станции Петром Дубровым.
Ребята задали вопросы относительно рисков для станции от работы создающего малые вибрации механизма, расположенного на внешней обшивке МКС; о передаче урожая на станцию через шлюзовую камеру; возможностях модуля «Наука»: какие биологические эксперименты на нём можно проводить? Опробовали ли космонавты дополнительное спальное место?
Участники урока обратили внимание на автоматизацию оранжереи, создание системы полива и терморегуляции, подбор почвы для растений, систему увлажнения, создание искусственной гравитации.
Теперь у ребят есть время, чтобы проверить свои идеи, провести дополнительные эксперименты. Результаты устройства космической теплицы обсудят на следующем космическом уроке в этом году в декабре.