Третьекурсники института экономики и управления приняли участие в мозговом штурме, темой которого стала «разработка инновационных предложений, нацеленных на создание рабочих мест в неугольных отраслях экономики Кузбасса». Предложенная к решению задача имела непосредственную связь с «экономикой знаний» – направлением, разработкой которого еще с начала 2000-х заняты ученые-экономисты Кузбасского государственного технического университета.
В мозговом штурме приняли участие две группы студентов института ИЭУ. Одна из них обучается на кафедре экономики по профилю «Экономика предприятий и организаций». Другая – на кафедре производственного менеджмента, профиль – «Организация и управление отраслевыми предприятиями».
Метод подачи темы занятия в форме проведения мозгового штурма, с точки зрения педагога Евгения Жернова, кандидата наук, доцента, заведующего кафедрой экономики ИЭУ, более чем оправдан. Даже в отрыве от конкретной тематики занятия мозговой штурм всегда способствует развитию навыков межличностного взаимодействия в учебной группе. И этот его эффект трудно переоценить, поскольку современные молодые люди далеко не всегда обладают навыками совместной работы и сотрудничества, привычно выбирая схему «человек – машина» вместо «человек – человек». А навык именно такой коммуникативной схемы обязательно пригодится выпускникам в дальнейшем на производстве.
В процессе занятия студенты были разделены на три группы: «генераторов», «аналитиков» и «критиков», каждая из которых выполняла собственную задачу. Первая группа набрасывала в проектный лист по решению проблемы любые предложения, порой, совершенно абсурдные. Вторая группировала их поток по тематическим разделам или отраслям. Третья занималась тем, что отметала явно непригодные проекты, выделяя наиболее перспективные.
Учитывая то, что формулировка темы предполагала создание проектов, позволяющих экономике региона уйти от ресурсодобывающей зависимости, спектр проектов был необычайно широк. От предложения «выкопать море» и заняться развитием рыбной промышленности или постройки скоростной железнодорожной магистрали до Шерегеша, до принятия закона о «кузбасском гектаре» для переселяющихся в регион, отмены всех налогов и даже разрешения на торговлю алкоголем в любых торговых точках. В процессе мозгового штурма море копать передумали, да и другие сомнительные проекты тоже отбросили. В списке остались только те направления, которые отвечали трем главным критериям. Во-первых, те, на развитие которых регион имеет реальные возможности. Во-вторых, на отрасли, создающие продукты, которые будут востребованы на рынке в ближайшей перспективе. И, в-третьих, на создание таких производств, работа которых сможет значительно увеличить количество рабочих мест в регионе, сделав его наиболее привлекательным для притока квалифицированных специалистов.
Все согласились с тем, что выходом могут стать наукоемкие технологии, развитие электроники, а также разработки программного обеспечения для вполне процветающих в регионе отраслей экономики. То есть, все то, что сегодня связано с «цифрой». Также общее мнение поддержало и предложение о создании для предложенных реформ единого центра развития экономики Кузбасса. Еще одним совместным выводом стало осознание того, что каждому эксперту, работающему в области региональный экономики, требуется огромный багаж знаний, высокий уровень профессиональной подготовки и четкое ощущение реальной ситуации на рынке – с учетом завтрашних тенденций развития.
– Экономика сегодня – это в первую очередь цифровая экономика – производство, бизнес и коммерция, основанные на цифровых и электронных технологиях – говорит Анна Силина, третьекурсница группы ЭОб-191. – Это та часть экономических отношений, которая развивается вместе с интернетом, сотовой связью и ИКТ. Кроме того, именно электронные технологии являются сейчас основой развития неугольных технологий в регионе. А те, в сою очередь, охватывает все деловые, культурные, экономические и социальные операции, составляющие основы понятия экономики знаний.
– С гуманистических позиций, – утверждает Евгений Жернов, – в общем, экономика знаний – это экономика, в которой человек создает, распространяет и использует научные знания для своего всестороннего развития в гармонии с природой, обществом и государством. Иными словами, экономика знаний представляет собой устойчиво, бескризисно развивающуюся хозяйственную систему, где самоцелью – целью и главной производительной силой – выступает человек, всякий труд которого основан на научных знаниях. Последнее означает не только применение в процессе труда средств производства, являющихся материальным воплощением научных знаний, но и, главным образом, то, что сознание человека, занятого в такой экономике, сформировано на базе и под воздействием научных знаний.
Таким образом, создавая рабочие места в неугольных отраслях региональной экономики, Кузбасс формирует экономику знаний – устойчивую хозяйственную систему, в которой гармонично сочетается использование ограниченных невозобновимых природных ресурсов и неограниченных возобновимых когнитивных ресурсов («живых» и овеществленных научных знаний) с целью социального развития каждого человека как полномерной личности.