Поздравляем с юбилеем!

30 мая 2022

Начало пути будущего педагога в науку положила еще школа. В те годы, когда понятия «гимназия» еще не существовало, кемеровская средняя школа № 1 имела очень высокую репутацию, а ее отдельные классы вели тематическую подготовку – по оценке специалистов – на высочайшем уровне. Физический класс, в котором училась Татьяна, предусматривал восемь уроков физики в неделю. Итогом десятилетки стала золотая медаль при выпуске, что подкрепилось решением продолжать учебу в Москве. Выбор вуза пал на знаменитый МВТУ имени Баумана, где абитуриентка Таня, в группе других золотых медалистов, сдавала только один экзамен – физику. После сдачи, на вопрос преподавателей о том, «где же это она училась?», девушка ответила – где именно. «Да, эту школу мы знаем», – педагоги знаменитой «Бауманки» были явно удовлетворены. А для Татьяны это еще более повысило ее отличную оценку.

Спустя годы обучения в высшей школе, дипломированного инженера-механика по оптико-электронным приборам распределили в Свердловск. Правда, в результате места там почему-то не нашлось… И Татьяна Александровна решила вернуться на родину – в Кемерово.

 Здесь молодого специалиста приняли научным сотрудником в проблемную лабораторию Кемеровского государственного университета, которая в то время занималась вопросами лазерного сканирования атмосферы – загрязнение воздуха было весьма актуальной проблемой тех лет. А после восьми лет научной работы в КемГУ, в 1988 году, Татьяна Балашова получила приглашение на работу в Кузбасский политехнический институт. В 1998 году защитила диссертацию на тему «Исследование влияния динамических нагрузок на интенсификацию десорбции метана и выбросоопасность пласта». Решением ВАК ей была присвоена ученая степень кандидата технических наук. Следующей ступенью стало получение ученого звания доцента.

 Татьяна Александровна – авторитетный педагог среди своих коллег по кафедре физики. Хотя признается в том, что по-прежнему продолжает считать себя инженером. И часто в ответ на возражения кого-то из студентов: «ну, не могу же я всего этого знать, я же ведь не физик», отвечает: «я тоже не физик, я инженер, и именно поэтому знаю то, о чем мы говорим». А физика для каждого инженера, по ее мнению – основа основ. Это даже выше чем математика. Поскольку математические формулы можно, в крайнем случае, заучить. А физика такого отношения к себе не позволяет, она требует от человека, изучающего ее, четкого логического мышления, умения соображать – в этом Татьяна Александровна уверена. А еще – и это также является твердым убеждением педагога – если мы говорим о вузовском уровне образования, то он непременно требует наличия твердых базовых знаний, полученных в школе. Но, увы, к сожалению, школа пока что не дает требуемого уровня подготовки.

 – В современной школе давно уже не учат решению задач, – говорит Татьяна Александровна. – Там учат запоминанию. А еще умению оформлять работы (стрелочка вверх или наоборот – стрелочка вниз), согласно принятым правилам, которые при этом постоянно меняются.

Не так давно я узнала, что средний возраст школьного учителя физики составляет на сегодня 64 года. Правда, когда меня привлекают к занятиям в институте повышения квалификации учителей, я занимаюсь там с молодыми людьми. Но вижу, что они пока еще не учителя физики. Пока что это люди, которые просто решили сменить профессию и пойти работать в школу. Станут ли они профессионалами, говорить еще трудно. И потому состояние средней школы еще под вопросом.

И вот что мы получаем в результате: за пять лет изучения физики в школе ребенок приходит в вуз совершенно неподготовленным. А мы здесь – в ходе курса длиною в один год, хотя раньше физика в технических вузах преподавалась два года – уже не в состоянии ничего переделать. Кроме того вмешиваются и психологические факторы. Сегодняшний студент «не верит» в то, что у нас нет обязательного высшего образования. И, просидев одиннадцать лет в школе, воспринимает вузовский период как следующие классы. Что в итоге? Пусто-пусто…

 На вопрос о том, в силах ли кто-то изменить ситуацию к лучшему, Татьяна Александровна отвечает, что на самом деле начинать все надо с изменения самой системы высшего образования. Переход на Болонскую систему себя совершенно не оправдал, и очень хорошо, что в последнее время всерьез заговорили о возврате к существующей прежде модели. Это поможет отладить всю схему, сделав ее стройной и последовательной. А играть по разумным правилам наши педагоги умеют. И они могут сделать многое.

 – Я могу привести в пример нашу кафедру физики, где подобрались великолепные преподаватели. Безусловно, главной звездой среди них является Наталья Борисовна Окушко. Но и другие наши педагоги заслуживают высших похвал. Построение такого коллектива – дело немалого времени, долго шел постепенный отбор, в ходе которого уходили те, кто не мог или не хотел честно работать со студентами, а вот оставались исключительно те, кто дело свое твердо знал и по-настоящему любил. В результате этого получился такой «крепкий бульон», он «варился» много лет, но результат себя оправдал. Мои коллеги способны давать качественные результаты. И даже – более того. Должно лишь соблюдаться одно важное условие – взаимное желание участвовать в общем процессе. Ведь если ко мне (или к другому педагогу) приходят студенты, которые сами хотят учиться, то я для них именно тот преподаватель, который научит и поможет во всем. И мы будем жить душа в душу. Понимаю, что это – идеал, возможно, недостижимый, но стремиться к нему очень хочется. Ведь именно в этом цель каждого настоящего педагога и преподавателя.

 Мы поздравляем Татьяну Александровну Балашову с юбилеем и призываем всех, кто знает эту умнейшую и очаровательную женщину, присоединиться к нам со своими поздравлениями и самыми добрыми пожеланиями.

 

 

Похожие новости: