Базовая кафедра автомобильной подготовки в Кемеровской области (изначально она называлась «кафедрой автомобильного транспорта и строительно-дорожных машин») была создана почти полвека назад – в 1973 году, и сразу привлекла к поступлению сюда большое количество абитуриентов. Те автомобильные специальности, которые существовали в КузПИ – КузГТУ ранее, до внедрения в систему высшего образования так называемой Болонской модели, и предусматривали пятигодичный курс подготовки, ушли в определенный период в уровень бакалавриата, стоящего ниже по уровню подготовки специалистов. Теперь начался обратный процесс, который, в целях максимального повышения качества обучения, вновь возвращается к внедрению массового специалитета, курс которого готовит для промышленных предприятий, сферы обслуживания и общественных перевозок высокопрофессиональных инженеров автомобильного транспорта.
О том, каким путем шло это реформирование, и что в результате изменится к лучшему, нам рассказал Вячеслав Жданов, заместитель директора ИИТМА по учебной работе, доцент кафедры автомобильных перевозок.
– На кафедре теперь три уровня высшего образования: бакалавриат, добавившийся специалитет и магистратура. Лицензия на право обучения по новой специальности (23.05.01 «наземные транспортно-технологические средства», направление «автомобильная техника в транспортных технологиях») была получена в 2019 году. Но, поскольку финансирование министерством бюджетных мест было выделено лишь в этом году, то и первый набор было решено вести на 2022-23 учебный год.
Специальность сразу же стала востребованной, поскольку выпускает полностью готовых к работе профессионалов, которым уже не надо доучиваться. Выпускники специалитета, в отличие от бакалавриата, могут занимать руководящие должности на предприятиях. Бакалавры же занимают должности специалистов, и для получения возможности продвижения по карьерной лестнице им придется поступать в магистратуру. Кроме того, инженеры, окончившие специалитет, могут работать конструкторами, что значительно расширяет спектр их возможностей на производстве.
Мы серьезно готовились к введению в учебный процесс нового направления. Были предусмотрены как переподготовка наших преподавателей, так и совершенствование учебной базы: приобретение нового оборудования, реконструкция лабораторий, обновление гаражей и ремонтных мастерских для автотранспорта.
У бакалавриата и специалитета на кафедре имеется серьезный уровень профессиональный поддержки. Это направление магистратуры «эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (специальность 23.04.03). Здесь либо продолжают свое образование выпускники бакалавриата КузГТУ, либо учатся заочно действующие специалисты предприятий, которым требуется сменить профиль своей подготовки или повысить планку профессионального уровня для продвижения.
О том, насколько востребовано обучение на кафедре эксплуатации автомобилей в рамках специалитета, красноречиво говорят цифры, полученные в ходе проведения приемной кампании КузГТУ. На 25 бюджетных мест очного отделения специалитета подано 28 заявлений, а на 25 заочных бюджетных мест – 54 заявления. Вывод самый оптимистичный: контрольные цифры приема уже выполнены, что полностью подтверждает объективность выделения бюджетных мест. А значит и кафедра (и университет в целом) получает новые возможности в деле совершенствования собственного развития.