В рамках Ярмарки научных идей члены СНО «Концептуал» кафедры экономики провели круглый стол на тему «SPOD – VUCA – BANI-мир: что дальше?», посвященный разным стратегиям в бизнесе и жизни. Студенты группы профиля «Экономика предприятий и организаций» выступили с докладами, разобрались, какие миры в бизнесе уже успели сформироваться и какие появятся в будущем.
Участники отдельно рассмотрели SPOD, VUCA и BANI-миры. Студент Владимир Михайлов рассказал про SPOD-мир: Steady – устойчивый, Predictable – предсказуемый, Ordinary – простой, Definite – определенный. Такой мир считается идеальным для человеческой психики. Применение SPOD-стратегий в бизнесе и жизни предсказуемо и гарантированно приводит к запланированным результатам. Однако, такой мир уже давно закончился. Ему на смену пришел сначала VUCA, а затем и BANI-мир. Менее стабильные и совершенно непрогнозируемые.
VUCA-мир, маркетинг в нем и необходимые компетенции для работников такого мира рассмотрела Адель Назарова. VUCA – это акроним, объединяющий четыре характеристики: volatility «изменчивость», uncertainty «неопределённость», complexity «сложность», ambiguity «неоднозначность». Предсказывать будущее в этом мире очень тяжело, при формировании рекламного бюджета на год в него вмешиваются «чёрные лебеди». Это редкие события, которые тяжело предсказать, но их влияние на экономику может быть разрушительным. Пример такого «чёрного лебедя» – пандемия коронавируса.
Хаотичная и непредсказуемая бизнес-среда требует особенных компетенций. Человеку необходимо развивать свой эмоциональный интеллект, адаптивность, а также soft skills, lifelong learning и open mindset – работа в команде, способность постоянно учиться на протяжении всей жизни и забывать ненужное, а также открытость к новой информации, способность слушать, смотреть на проблему с разных точек зрения.
Восприятие парадигмы VUCA помогло компаниям позиционировать себя во все более неопределенной среде, разрабатывать гибкие стратегии, новые бизнес-модели, лучше понимать своих клиентов и конкурентов. Но и эта парадигма устарела, пришло время BANI-мира. Про BANI-мир рассказала Владлена Гоф. Новое время-BANI также сочетает в себе несколько понятий: Brittle (хрупкий), Anxious (тревожный), Nonlinear (нелинейный) и Incomprehensible (непостижимый).
Футуролог Джамаис Кашио придумал BANI для описания реальности за несколько лет до пандемии. Резкие перемены, случившиеся в мире после распространения коронавируса, подтвердили прогноз футуролога и точность его видения. Кашио не только охарактеризовал BANI-мир, обозначив его ключевые вызовы, но и расписал рецепт «противоядия». Структура BANI, по словам футуролога, предлагает «объектив, через который можно увидеть и структурировать то, что происходит в мире». Компоненты аббревиатуры при этом сами намекают на возможности для реагирования: хрупкость можно преодолеть развитием устойчивости; ослабить тревогу и беспокойство по поводу будущего помогут сопереживание «в моменте» и внимательность к настоящему; для преодоления нелинейности потребуется гибкость; непостижимость обостряет потребность в прозрачности и интуитивном схватывании (сейчас эта способность нашла отражение в термине «трансцензуальное мышление»).
Футуролог предлагает не бояться BANI-мира, потому что сейчас, по его мнению, происходит «нечто грандиозное и потенциально ошеломляющее». Все системы – от глобальных сетей торговли и информации до личных связей – меняются или должны будут измениться.
Институт экономики и управления проводит подобные мероприятия периодически.
Обсуждение таких актуальных экономических тем является действенным методом формирования критического мышления будущего экономиста. Все эти знания, несомненно, пригодятся студентам, так как в будущем они планируют стать лидерами, которым необходимо будет по-новому искать ответы на актуальные вопросы и реагировать на вызовы, - считает заведующий кафедрой экономики Евгений Жернов.
Так, в октябре кафедра организовала еще один круглый стол «Корпоративная социальная ответственность vs создание общих ценностей». Студенты так же сначала разобрались с каждым понятием отдельно. Владимир Михайлов охарактеризовал корпоративную социальную ответственность (КСО) – это саморегулируемая деловая практика, которая измеряет влияние деятельности организации на общество и окружающую среду, и ее шесть основных аспектов, определенных стандартом ISO 26000: права человека, трудовые практики, окружающая среда, справедливые методы работы, вопросы потребителей, вовлечение и развитие сообщества. Все они актуальны для кузбасских компаний, где предстоит работать выпускникам КузГТУ. Именно там они и будут использовать преимущества успешного внедрения КСО, к которым относятся более эффективное прогнозирование и управление рисками, улучшение репутации и управление имиджем бренда, экономия эксплуатационных расходов для повышения конкурентоспособности и др.
В свою очередь студентка Адель Назарова рассказала про концепцию «Создание общих ценностей» Майкла Портера и Марка Крамера. Основная идея концепции заключается в укреплении взаимосвязи между социальным и экономическим прогрессом. Каждой компании следует принимать решения и оценивать возможности сквозь призму общих ценностей. Такой взгляд будет способствовать созданию новых подходов, стимулирующих инновации и развитие компаний, а также принесет более значительную пользу обществу.