Научная работа магистранта Никиты Соколова на секции «Инновации в автотранспорте» Международной научно-практической конференции КузГТУ была посвящена теме очистки воздушных фильтров на большегрузной карьерной технике (научный руководитель доцент Андрей Ащеулов). Эта авторская разработка по расчетам может обеспечить немалую экономию угольным предприятиям, ведущим добычу открытым способом.
Любой применяемый в настоящее время способ очистки воздушных фильтров предусматривает остановку транспортного средства и его частичную разборку, в связи с чем увеличивается количество простоев. Были рассмотрены основные способы, которые могут применяться для решения такой задачи. Один из них предусматривает пневматическую очистку, производимую за счет продувки сжатым воздухом с внутренней стороны фильтра. Другой способ заключается в создании автоматического устройства рекуперации в системе очистки воздуха двигателя внутреннего сгорания. Обе конструкции имеют определенные недостатки, которые не обеспечивают достаточно высокий ресурс наработки, о чем было подробно объяснено в докладе.
В связи с этим автором были предложены три новых конструкции, позволяющие увеличить ресурс воздушного без необходимости его демонтажа с автомобиля для обслуживания и частичного восстановления ресурса.
В первом случае предлагается очистка воздушного фильтра, происходящая за счёт давления воздуха, при помощи которого происходит удаление накоплений. Во втором случае предлагается очистка фильтра при помощи вибрации, которая может очищать воздушный фильтр от накопившихся на нем примесей с помощью ударных нагрузок по фильтрующему элементу, увеличивая его ресурс. В третьем случае предлагается система предварительной фильтрации воздушного потока при помощи масляной пленки, что обеспечивает более долгое накопление пыли в фильтре, тем самым увеличивая его ресурс.
Автором отмечено, что, несмотря на большое количество различных преимуществ все эти системы имеют также и обратную сторону, а именно усложнение конструкции и проведение дополнительных работ. Для того, чтобы определить их эффективность необходимо проводить дополнительные исследование в области экономической эффективности по их применению.
Но даже предварительные расчеты показывают, что предлагаемые способы могут позволить значительно экономить топливо. Забитый вредными примесями воздухофильтр увеличивает расход топлива до 20%. А учитывая большие его объемы на карьерной технике, новые методики очистки могут дать экономию до 1 млн 400 тысяч рублей в год только на одном самосвале. Проект требует дальнейшей более подробной разработки, но даже на первоначальной стадии показывает высокую перспективность.