Сегодня сложно представить хотя бы одно промышленное предприятие без автотранспорта. Доставка сырья, перемещение предметов труда и готовой продукции, обслуживание различных производственных процессов – всё это осуществляется с помощью автомобильной спецтехники. От исправности транспорта зачастую зависит рабочий процесс на всём промышленном предприятии, поэтому любая машина на производстве нуждается в регулярной диагностике. Одно из наиболее простых и удобных приспособлений для выявления каких-либо неисправностей – бортовой компьютер. С его помощью водитель может отследить расход топлива, температуру охлаждающей жидкости, уровень нагрузки на двигатель и т.д.
Студент института информационных технологий, машиностроения и автотранспорта КузГТУ Илья Барышников проанализировал современный рынок бортовых компьютеров. Результаты анализа показали, что средний ценовой диапазон устройства сегодня варьируется от 6 до 13 тысяч рублей, и не каждая модель подходит ко всем видам автотранспорта. В связи с этим у молодого исследователя возникла идея создать собственный аналог бортового компьютера, который будет бюджетнее, а также подойдёт ко всем видам машин. Свою разработку Илья представил в рамках ежегодной Студенческой научной сессии в КузГТУ. По решению экспертной комиссии работа была признана лучшей в номинации «Студенческий проект» конкурса «Лучшие студенческие инновации».
В основу бортового компьютера легло создание системы на базе микроконтроллеров. С помощью небольшой управляющей платы с собственным процессором и памятью Arduino UNO, а также термометра, транзистора и оптопары, студент составил схемы подключения и написал собственный программный код. С помощью этой программы запускается система контроля текущего состояния автомобиля и производится расчёт и вывод маршрутных параметров. Это значит, что с помощью данного устройства можно выявить количество потраченного топлива, скорость и обороты автомобиля, температуру в салоне, напряжение в бортовой сети, рассчитать пройденный путь с момента запуска двигателя и даже изменить громкость на магнитоле в зависимости от скорости. Всё это позволит водителю и оператору смены своевременно осуществлять техническое обслуживание в реальном времени.
Студенту уже удалось найти потенциальных партнеров, заинтересованных в приобретении нового устройства. Среди них: группа предприятий ЗАО «Стройсервис», а так же Белорусский автомобильный завод. Кроме того, автор проекта отметил, что эта работа может служить наглядным учебным пособием для тех, кто только делает первые шаги в области программирования.
В перспективе Илья хотел бы продемонстрировать работу бортового компьютера всем индустриальным партнёрам КузГТУ, а также добавить ряд новых функций в работу своего устройства. По словам разработчика, в будущем бортовой компьютер сможет отслеживать состояние водителя (его пульс, дневную подвижность и время сна), а также оценивать микроклимат в салоне автотранспорта.
Микроконтроллер – это микроэлектронное программируемое устройство, предназначенное для обработки информации и управления процессами обмена этой информацией в составе микропроцессорной системы (компьютера).
Оптопара – электронный прибор, состоящий из излучателя света (обычно – светодиод, в ранних изделиях – миниатюрная лампа накаливания) и фотоприёмника, связанных оптическим каналом и, как правило, объединённых в общем корпусе.