С 15 по 17 марта на базе центра отдыха «Политех» в Шерегеше прошла V Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы применения беспилотных технологий в промышленном комплексе». В этом году ее участниками стали 65 человек из 10 регионов России. Это представители 11 вузов и образовательных учреждений, 26 компаний топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплекса, среди которых АО «Стройсервис», Сибирский институт горного дела, ООО «Газпром добыча Кузнецк» и другие. По сравнению с 2022-м годом количество участников выросло на 20% и в будущем ее масштабы будут только расти.
По итогам конференции издана резолюция, куда вошли основные положения и будущие задачи. Так, эксперты отметили, что представленные на конференции идеи и разработки актуальны, востребованы, все они являются стратегическими направлениями для развития беспилотных технологий в промышленном комплексе в рамках решения задачи технологического лидерства.
В следующие годы планируется расширить экспертный круг и пригласить к участию представителей Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «АЭРОНЭКСТ», а также компаний-разработчиков, производителей и поставщиков систем «антидрон», спутниковой и радарной съемки.
Традиционно площадка конференции собрала мнения и предложения по изменениям законодательства в области применения беспилотных воздушных судов (БВС). В резолюцию вошли четыре инициативы. Они призваны разъяснить вопросы, касающиеся оформления сертификата эксплуатанта при выполнении авиационных работ, и использования БВС над территориями горных и земельных отводов предприятий. Также участники предлагают уточнить требования к созданию планово-высотного обоснования для аэрофотосъемки и воздушно-лазерного сканирования, а также упростить процедуры внесения неметрических цифровых фотокамер и бортовых спутниковых приемников на воздушных судах в Реестр средств измерений. Все предложения будут оформлены и направлены в соответствующие ведомства.
Впервые на конференции реализована образовательная программа дополнительного профессионального образования «Обработка данных, полученных с беспилотных воздушных средств, на основе искусственной нейронной сети». Повышение квалификации прошли 12 слушателей – сотрудников отраслевых компаний топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплексов. Программа полностью разработана сотрудниками КузГТУ, а идея ее создания появилась на прошлой Всероссийской конференции по беспилотным технологиям. В этом году участники решили дополнить это направление работы и намерены создать центр обработки результатов аэрофотосъемки в сетевой форме при КузГТУ.
Кроме того, определены даты VI Всероссийской научно-практической конференции «Беспилотные технологии в промышленности: вызовы и перспективы»: планируется, что она пройдет с 19 по 22 марта 2024 года.
Напомним, что в этом году со своими научными докладами выступили гости из Екатеринбурга, Томска, Новосибирска, Минска и Москвы. Четыре доклада на конференции представили преподаватели КузГТУ. Младший научный сотрудник научного центра «Цифровые технологии» Александр Ушаков рассказал о научном исследовании на тему «Этапы разработки системы направления движения беспилотного автомобиля на основе самообучения». Аспирант кафедры электроснабжения горных и промышленных предприятий Павел Сакнэ представил вниманию аудитории доклад на тему «Применение искусственных нейронных сетей в промышленном комплексе». Про «Определение оптимального количества пунктов опорной сети при изысканиях горных предприятий с применением БПЛА» рассказал научный сотрудник кафедры маркшейдерского дела и геологии Михаил Потапов. А канд. техн. наук, доцент кафедра информационных и автоматизированных производственных систем Илья Сыркин поделился исследованиями в области разработки аппаратной и программной архитектуры системы управления беспилотным карьерным самосвалом.
Ещё одним важным этапом конференции стала лётно-практическая часть. Участники мероприятия присутствовали на демонстрации беспилотных воздушных судов мультироторного и самолётного типов, беспилотных систем различного профиля.