По данным маркетингового агентства «Автостат» к 1 января 2023 года в России было зарегистрировано более 20 тысяч электромобилей. Так называемое, «авто на зарядке» перестало быть чем-то недосягаемым и фантастическим, новые и современные транспортные средства стали постепенно входить в жизнь россиян. Эксперты говорят, что к 2030 году число владельцев таких машин может вырасти до 3 миллионов. В связи с этим вопрос грамотного управления парком зарядных станций становится всё более актуальным. Учёные и специалисты в области автомобильного транспорта активно занимаются изучением этой темы, в стороне не остаются и преподаватели Кузбасского политеха.
Так, доцент кафедры электроснабжения горных и промышленных предприятий и старший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории цифровой трансформации предприятий минерально-сырьевого комплекса КузГТУ Вячеслав Воронин занимается разработкой алгоритма интеллектуального управления инфраструктурой заряда электромобилей. Промежуточные результаты своего исследования учёный представил на Открытом конкурсе научных работ ПАО «Россети Сибирь» в номинации «Инновационное оборудование и технологии распределительного электросетевого комплекса Сибири». Разработка Вячеслава Андреевича заняла II место.
По мнению исследователя, неконтролируемый рост электрозаправочных станций (ЭЗС) может привести к росту пиковых нагрузок – максимумов электропотребления энергосистемы. Для решения этой проблемы учёный предлагает использовать интеллектуальное управление, разработкой и изучением которого он планирует заниматься в ближайшие 2 года.
На данном этапе исследования Вячеслав Воронин разработал имитационную модель электрозарядной инфраструктуры для Кемерова, а также описал возможные алгоритмы поведения электромобилей. Учёный создал геоинформационную систему (ГИС пространство) с указанием всех жилых и деловых районов города, с помощью которой можно отслеживать уровень электропотребления, количество клиентов ЭЗС и состояние агентов («дома», «в дороге», «на работе», «в кафе / магазине»). Исследование показало, что к 2028 году в Кемерове необходимо установить от 28 до 61 станции медленного типа, либо от 9 до 22 станций быстрого типа.
В будущем Вячеслав Воронин планирует разработать алгоритм интеллектуального управления зарядной инфраструктурой с помощью технологий одностороннего и двустороннего обмена мощностью с электрической сетью, описать стоимость услуг зарядных электростанций (разработать тарифный план), а также сформулировать рекомендации по развитию электрозарядной инфраструктуры в России. В результате внедрения этих разработок должно произойти снижение нагрузки на центры питания – подстанции 35-110 кВ Кузбасской энергосистемы. Завершить своё исследование учёный планирует к июню 2025 года.
Интеллектуальное управление — методы управления, которые используют различные подходы искусственного интеллекта, такие как искусственные нейронные сети, нечёткая логика, машинное обучение и другие.