31 августа в рамках учёного совета университета состоялось торжественное награждение доцента кафедры электроснабжения горных и промышленных предприятий, а также старшего научного сотрудника Научно-исследовательской лаборатории цифровой трансформации предприятий минерально-сырьевого комплекса КузГТУ Вячеслава Воронина. Учёный разработал алгоритм интеллектуального управления инфраструктурой заряда автомобилей и занял II место в Открытом конкурсе научных работ ПАО «Россети Сибирь». Ректор университета Алексей Яковлев и начальник отдела технологического развития, инноваций, энергосбережения и повышения энергетической эффективности ПАО «Россети Сибирь» Андрей Петрищев вручили диплом коллеге и поздравили с заслуженной наградой.
По данным маркетингового агентства «Автостат» к 1 января 2023 года в России было зарегистрировано более 20 тысяч электромобилей. Так называемое, «авто на зарядке» перестало быть чем-то недосягаемым и фантастическим, новые и современные транспортные средства стали постепенно входить в жизнь россиян. Эксперты говорят, что к 2030 году число владельцев таких машин может вырасти до 3 миллионов. В связи с этим вопрос грамотного управления парком зарядных станций становится всё более актуальным.
По мнению Вячеслава Воронина, неконтролируемый рост электрозаправочных станций (ЭЗС) может привести к росту пиковых нагрузок – максимумов электропотребления энергосистемы. Для решения этой проблемы учёный предлагает использовать интеллектуальное управление, разработкой и изучением которого он планирует заниматься в ближайшие 2 года.
На данном этапе исследования Вячеслав Воронин разработал имитационную модель электрозарядной инфраструктуры для Кемерова, а также описал возможные алгоритмы поведения электромобилей. Учёный создал геоинформационную систему (ГИС пространство) с указанием всех жилых и деловых районов города, с помощью которой можно отслеживать уровень электропотребления, количество клиентов ЭЗС и состояние агентов («дома», «в дороге», «на работе», «в кафе / магазине»). Исследование показало, что к 2028 году в Кемерове необходимо установить от 28 до 61 станции медленного типа, либо от 9 до 22 станций быстрого типа.
В будущем Вячеслав Воронин планирует разработать алгоритм интеллектуального управления зарядной инфраструктурой с помощью технологий одностороннего и двустороннего обмена мощностью с электрической сетью, описать стоимость услуг зарядных электростанций (разработать тарифный план), а также сформулировать рекомендации по развитию электрозарядной инфраструктуры в России. В результате внедрения этих разработок должно произойти снижение нагрузки на центры питания – подстанции 35-110 кВ Кузбасской энергосистемы. Завершить своё исследование учёный планирует к июню 2025 года.