Впервые на базе Кузнецкого геологического музея КузГТУ был проведен областной семинар-совещание «Музей образовательной организации: проблемы и пути решения».
– Мы заключили договор о сотрудничестве с Кемеровским областным центром детского и юношеского туризма и экскурсий. И семинар стал нашим первым совместным мероприятиям, поддержанным к тому же департаментом образования и науки Кемеровской области, – рассказал директор музея Анатолиий Кондаков. – Главной целью было обменяться опытом, как использовать музейные ценности естественно-научного профиля в образовательном процессе, привлечь школьников к изучению природы родного края.
К участию в разговоре были приглашены работники школьных музеев, педагоги учреждений дополнительного образования, методисты, преподаватели.
– Сейчас одна из самых серьезных проблем – как отвлечь школьника от чрезмерного сидения за компьютером, планшетом или игровой приставкой, а для этого ему надо предложить интересную альтернативу, – отмечает преподаватель биологии кемеровской школы № 11 и по совместительству руководитель школьного музея Наталья Мокрушина. – Плюс музея и в том, что ребенок видит экспонат не в виртуальном, а натуральном виде. А одной из моих задач, как педагога, является формирование потребности ученика в постоянном общении с историческим прошлым и настоящим родного края, его культурными и духовными ценностями посредством использования собранных материалов, и, соответственно, активизация познавательной деятельности, привлечение к научно-исследовательской работе. Кстати, если учащегося удается заинтересовать, то и компьютер становится ему уже не врагом, а другом.
Для привлечения внимания к своим экспозициям сейчас музеи стараются не ограничиваться экскурсиями в классическом виде, когда экскурсовод ведет группу, попутно что-то рассказывая и показывая. В практику входят, к примеру, квесты для посетителей – соревновательно-познавательный момент, как отмечалось на семинаре, сейчас у школьников в тренде.
С другой стороны, в некоторых привычных темах настало время менять не только форму подачи, но и содержание материала. Так, Анатолий Кондаков обратил внимание на то, что понятие «Кузнецкий край» до сих пор прочно ассоциируется у людей с синонимом – «угольный край». В том числе, и у музейщиков. Отсюда – упор на угольные экспонаты. Между тем, акценты «шахтерских» экспозиций можно (и нужно) подправить, так как в Кузбассе немало и других полезных ископаемых, и об этом обязательно нужно рассказывать. И, естественно, показывать. Причем исходный материал для экспозиций в этом случае часто даже не требует материальных вложений – он, что называется, валяется буквально под ногами.
В семинаре приняли участие представители более 20 муниципальных образований Кемеровской области. При этом многие впервые смогли познакомиться с экспозицией Кузнецкого геологического музея.